Три дома на проспекте Гая живут в военных условиях – семьи закрывают комнаты, сбиваясь в одну, жгут газ, включают электрообогреватели, закутываются, как могут… И это не аварийная, а стабильная ситуация. О ней знают на всех уровнях власти, которая отрапортовала о том, что отопительный сезон в городе проходит в нормальном режиме. Теперь люди собираются посылать сигналы SOS на блог президента России Дмитрия Медведева.
На входе во внутридомовую систему отопления температура теплоносителя – 38 градусов, на выходе – 35. За окном – минусовые показатели. Так отапливаются дома № 87,87а и 876 по проспекту Гая. Все они подключены к котельной муниципального предприятия «Декоративные культуры», которая отапливает и оранжерею, и жилые дома.
Мытарства начались с прошлого отопительного сезона. Зиму люди мерзли, но терпели, а в марте их жилье и вовсе отрубили от тепла.
Летом дома № 87 и 87а вдруг объединились в товарищество. Как это произошло, народ недоумевает, но и оспаривать свою долю пока не торопится, поскольку дирекция ТСЖ «Проспект Гая» пообещала, что проблему с отоплением решит во что бы то ни стало. Но пока из этого ничего не выходит.
Алексей Буреев, возглавивший товарищество «Проспект Гая», говорит, что недопустимо низкая температура зафиксирована несколькими актами, письма о сложившейся ситуации направлены в прокуратуру, а директор «Декоративных культур» Лидия Плясова тем временем требует, чтобы товарищество заплатило авансом три миллиона рублей, поскольку у нее лимита газа нет.
Жильцы замерзающих домов, в большинстве своем бывшие работники совхоза «Декоративные культуры», теперь чувствуют себя заложниками предприятия, на котором проработали большую часть жизни. Они говорят, что оранжерею, где сейчас остались только хризантемы, МУПовская котельная отапливает так, чтобы держалась температура примерно в десять градусов. Эта же температура «прописана» и им – для поддержания духа в теле. Но народ постепенно сдается и физически (в доме много заболевших), и морально: стены домов прогревались только летним солнцем. В октябре там вовсе не топили, в ноябре днем, по солнышку, отопление отключали, ночью слегка прогревали жилье, а когда во все инстанции посыпались жалобы от жильцов, график подачи теплоносителя изменился: днем топили, ночью – нет. В субботу, воскресенье – спартанский режим, без отопления вовсе.
Такое происходит здесь и сейчас, в нашем городе, об этом знают и в мэрии, и в администрации района, и в прокуратуре, и в приемной премьера Путина. На 26 ноября околевающим жильцам назначили аудиенцию у спикера областного парламента Бориса Зотова, потом перенесли на 30-е в связи с событиями на «Арсенале».
18 ноября к замерзающим домам выезжала Жилищная инспекция, был составлен акт обследования, в котором зафиксировано, что температура подачи теплоносителя в подвальных помещениях существенно ниже санитарных норм. Квартиры практически не отапливаются. В пятницу Жилинспекция планировала выехать на место с очередной проверкой, к участию в которой приглашены не только представители ТСЖ «Проспект Гая», но и сотрудники котельной, а также руководство предприятия «Декоративные культуры».
– Уж не знаем,- как нам еще привлечь внимание власти. Рвануло за Волгой – все там, все говорят о заботе, об ответственности. Неужели обязательно должны появиться жертвы, чтобы нас услышали? – говорят отчаявшиеся люди.
Сложившаяся ситуация им кажется дикой – какая разница, на чем она замешана: на политике, на амбициях или на финансовых вопросах. Для жильцов замерзающих домов это не суть важно. Главное, что они имеют право на условия жизни, которые соответствовали бы банальным санитарным нормам. Они готовы платить за услугу, которая им жизненно необходима. И они настаивают, чтобы ненормальная ситуация, угрожающая их здоровью и жизни, была решена органами, в чьей компетенции ее решить.
Анастасия АЛЕКСАНДРОВА