Легко ли быть в России ветераном, пенсионером, стариком? Обратная связь «СК» с читателями позволяет говорить об этом на конкретных примерах.
Предпобедный мониторинг
Мониторинг, который в преддверии юбилея Победы проводят органы соцзащиты, напугал ветеранов войны. Больше всего пожилых людей настораживают вопросы, приватизирована ли квартира, с кем ветеран проживает, какие у него есть близкие родственники. Звонков в «СК» по этому поводу за последнее время поступило много.
Беспокойство пожилых людей, как выяснилось, подкрепляется еще и тем, что визитеры, задающие вопросы, толком не объясняют, зачем им эта информация нужна.
Читатели «СК» говорят, что в последнее время по телевидению часто сообщают о мошенниках, которые грядущее 65-летие Победы используют как пропуск в дома беззащитных, доверчивых стариков и под разными предлогами выманивают у них деньги, боевые награды. По сути – грабят.
Проводится ли в Ульяновске какой-либо мониторинг в настоящее время соответствующими службами? Как отличить сотрудника соцслужбы от мошенника? С этим вопросом «СК» обратился к заместителю директора Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения в городе Ульяновске Надежде Бугиной.
Как выяснилось, мониторинг действительно проводится. Его цель – узнать о проблемах, с которыми сталкиваются ветераны в повседневной жизни, и помочь их решить.
Такие обходы ветеранских квартир социальные работники совершают ежегодно на протяжении лет двадцати, сказала Бугина. Вопросы мониторинга были составлены еще в девяностые годы.
Заполнение опросника предполагает выдачу самой полной информации – о виде назначенной пенсии, о ее размере, о получении разного рода компенсаций, о льготах, о состоянии здоровья… Плюс все данные о жилье, о родных.
Так что в принципе беспокойство пожилых людей, тем более одиноких, понятно. Особенно в том случае, если визитеры забывают представиться и показать удостоверение.
Как сказали в учреждении соцзащиты по Ленинскому району, их сотрудники предупреждают о своем визите телефонным звонком, обязательно предъявляют удостоверение. Ветераны должны это иметь в виду и ни в коем случае не пускать в квартиру людей, которые не могут подтвердить свое право задавать вопросы соответствующими документами.
Имейте в виду: за вами в любом случае остается право не отвечать на вопросы мониторинга. С другой стороны – на органы соцзащиты законом возлагается обязанность полученные данные сохранять в тайне.
Другой вопрос, нужен ли этот мониторинг самим ветеранам… Наверняка, среди них многие не претендуют на поддержку соцзащиты в принципе.
И списки с данными при них
Письмо Виктора Скрипки-на на адрес редакции – в тон предыдущей теме. Наш автор пишет о фирме, торгующей медицинскими аппаратами с доставкой на дом. «СК» писал об этом не раз и, наверное, даже не десять. Жалобы на конкретное ООО поступают в Роспотребнадзор, в прокуратуру, иски к нему рассматривают суды. Но оно непотопляемо.
«Прихожу вечером с работы и узнаю от тещи, а ей 83 года, что были к ней посетители от ООО «Партнер», – пишет Скрипкин по следам очередной статьи «СК» на эту тему. – Некий лощеный молодой человек пытался впарить ей какие-то приборы «Лотос» по цене 4100 рублей, хотя остальным простым смертным, по его словам, он их продает по 14000.
Вообще-то моя теща молодец, посторонним дверь не открывает, но тут вышла накладка: этот товарищ пришел не один, а с подкреплением. Он прихватил старушек, с которыми теща общается во дворе и которых он уже успел обработать: наплел с три короба о монетизации льгот, о защите прав пенсионеров и почему-то записал номер пенсионного удостоверения. А зачем ему адреса, фамилии и номера пенсионных удостоверений? В общем, один к одному, как писал «СК».
Теперь вопрос. До каких пор мы будем позволять этим людям паразитировать на одном из самых беззащитных слоев населения? Наши старики и так мало хорошего в жизни видели. И разве не преступление – обобрать их напоследок?
Этим молодым и шустрым бесполезно говорить о морали и нравственности. Но и терпеть их нельзя. Может, наши власти, которые на словах так пекутся о пожилых людях, наконец, этим займутся?»
Все, кто сталкивался с сервисом упомянутой фирмы, говорят, что свою агитацию ее работники начинают с обсуждения социальных проблем, вопросов повышения пенсии и проч. То есть, по сути, эти люди позиционируют себя как работники соцзащиты. Более того -иногда демонстрируют свою причастность к этому органу, потрясая списками ветеранов конкретного дома, которые уж никак не должны бы попасть к ним в руки. Об этом «СК» тоже писал, ссылаясь на конкретные адреса. Так что вопросы нашего автора к власти – и к месту и ко времени.
Власть решила, у народа опустились руки
За пять дней на «горячую линию» приемной Владимира Путина в Ульяновске поступило 374 звонка с протестом против замены льгот по ЖК-услугам на денежную компенсацию. Об этом – в официальном письме на адрес жителя Ленинского района, который от лица других льготников просил власть отказаться от нововведения. Проблема была передана на рассмотрение председателю ЗС области Борису Зотову, и спикер в скором времени передал ответ, суть которого в том, что дело решено. Компенсациям быть.
Жителей села новшество, узаконенное постановлением ульяновского облправительства, прижало еще посерьезнее, чем горожан.
Федеральные льготники из села Тумкино, что в Тереньгульском районе, позвонили в «СК», чтобы рассказать, чем для них обернется замена льгот на денежные выплаты.
Раньше сельчанам, имеющим право на льготное топливо, достаточно было сделать заказ прямо в селе. Теперь им придется ехать в Тереньгу, в лесхоз, чтобы заплатить за дрова и получить соответствующую квитанцию. Потом эту квитанцию, опять же лично, нужно доставить в органы соцзащиты. И только после этого можно будет рассчитывать на получение компенсации.
– Есть ли у нас силы ездить в Тереньгу и обратно? – говорят позвонившие в «СК». -Многие из нас по селу-то не ходят. Тумкино от Тереньги недалеко – в трех километрах. А как поедут люди из дальних сел? И у многих ли есть деньги, чтобы заплатить всю сумму полностью, порядка четырех тысяч, а потом ждать компенсации, которая непонятно когда еще будет.
Люди считают, что их вынуждают отказываться от льгот, потому что многие просто физически не смогут ими воспользоваться.
26 ноября в Тумкино – очередной сход с участием органов соцзащиты. Ветераны и инвалиды еще не потеряли веры во власть, ждут, что она вникнет в их положение и оставит прежний порядок социальной поддержки в силе.
Кстати, не исключено, что требование соцзащиты к льготникам покупать топливо только в организациях, которые могут выдать соответствующую квитанцию, само по себе незаконно. По информации областной прокуратуры, под нажимом надзорного органа департамент соцзащиты прекратил практику отказа в компенсациях за приобретенные дрова на основании договоров с частными лицами, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Но это касалось педагогических работников. Мытарства ветеранов и инвалидов только начинаются.
Подготовила Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА