За годы перестройки и последующего реформирования ЖКХ на территории Ульяновской области, особенно на территории сельских муниципальных образований, было закрыто достаточно большое количество общественных бань. Основная причина – нерентабельность этих помывочных предприятий. Поэтому руководители сельских районов стремились от них избавиться.

В качестве аргументов для закрытия бань приводились полная изношенность оборудования бань и аварийное состояние помещений, в которых они размещались. Ремонт таких помещений и замена оборудования зачастую превышали стоимость строительства новых бань, из-за чего они и закрывались. Ну а на такое строительство деньги в тощих муниципальных бюджетах все равно потом изыскать не удавалось. На прошлой неделе губернатор Сергей Морозов на заседании областного антикризисного штаба задал чиновникам вопрос о том, как обстоит ситуация с банями в настоящее время. И получил ответ о том, что общественные бани в настоящее время нигде не закрываются.

Это так и не совсем так. В последние годы шел не шумный, но неуклонный процесс передачи бань частникам. Продолжается этот процесс и сейчас. Такая передача в большинстве случаев помогала сохранить помывочные учреждения, но одновременно возрастала стоимость банных услуг, которые становились недоступными для многих клиентов, ранее посещавших бани десятилетиями. Зачастую цены в частных банях кусаются не хуже блох и вшей.

Другой результат передачи помывочных заведений частникам – их последующее перепрофилирование. Не исключено, что такие метаморфозы ожидают в скором времени баню в северной части областной столицы. Относительно недавно в частные руки перешла баня на улице Толбухина. Вопрос о том, сохранит ли это предприятие свой профиль или в ближайшее время под благовидным предлогом изменит его, остается открытым. А если и сохранит, то, будут ли цены здесь доступными для широких слоев населения?

Кстати, до недавнего времени при бане на улице Толбухина размещался один из двух ульяновских санитарных пропускников, где проводилась дезинфекция, в том числе, и одежды ульяновских бомжей. Городские власти в течение ряда лет не смогли организовать стабильное финансирование санпропускника и он чаще всего не работал. Теперь, после перехода в частные руки самой бани, его дальнейшая работа также остается под вопросом. По крайней мере, надежда на финансирование санпропускника со стороны мэрии остается весьма призрачной.

Во время заседания антикризисного штаба Сергей Морозов дал распоряжение Главам администраций составить реестр убыточных муниципальных бань и заявил, что о закрытии общественных бань и речи быть не может. Напротив они должны получить дальнейшее развитие. Однако пока не очень ясно, по какому пути развития общественных бань пойдут региональные власти. Останутся ли они муниципальными, а значит более или менее доступными для населения? Или, их все-таки предадут частникам? Будет ли в таком случае выработан некий механизм снижения цен хотя бы для неимущих? Будет ли работать некий механизм компенсации для владельцев бань?

В противном случае, в условиях постоянного роста цен на электричество, воду и т.д., банный бизнес может тихо умереть сам собой. Это будет означать, что определенной части жителей Ульяновской области придется плескаться в тазиках у себя на кухнях. Или ходить немытыми до скончания их века.

Станислав АБРАМЕНКОВ