На местах благополучно проваливают инициативу президента обеспечить квартирами к 2010 году всех участников войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, убеждена общественность.

Тема активно обсуждается в блоге президента Медведева. По информации пресс-службы президента, из 32261 ветерана, вставшего на учет до 1 марта 2005 года, жильем обеспечено только 4659 человек, или 14,4 процента.

Теперь эта статистика стремительно меняется: количество имеющих право на квадратные метры растет, поскольку власть заявила, что жильем должны быть обеспечены все ветераны, независимо от даты постановки на учет. По предварительным данным Минрегионразвития России, на сегодняшний день количество ветеранов, заявивших о своем праве на жилье после 1 марта 2005 года, составляет уже 9,5 тысячи человек. И эта цифра будет расти.

В «СК» поступают звонки от ветеранов и их детей, которые попытались на деле реализовать президентские инициативы. Челобитчики, как правило, идут в администрации районов, чтобы выяснить, что необходимо сделать ветерану, чтобы встать на учет и получить право на обеспечение жильем. Там откровенно признаются, что хоть федеральная власть и заявила о намерении отменить ограничительные сроки, принимались. Чтобы не отказывать людям вовсе, ветеранов пока отправляют в городской отдел по распределению жилой площади. Там, как сообщают наши читатели, тоже ничего не знают. На всякий случай людей просят писать заявления и приносить соответствующие справки. Все ждут внесения изменений в законодательство Российской Федерации, позволяющих предоставить жилье ветеранам, вставшим на учет после 1 марта 2005 года.

Чтобы соблюсти интересы ветеранов, нужны еще такие изменения в закон, которые обеспечили бы строгий контроль за исполнением поручения президента. Причем этот контроль должен быть продублирован общественными организациями. Это мнение в разных вариантах не раз возникает в обсуждении темы в блоге президента. Общественность считает, что если в крупных городах у ветеранов и есть какие-то шансы получить обещанное жилье, то в глубинке президентская забота до поколения Победы точно не дойдет.

Ульяновская общественная организация «Объединение офицеров «Защита» еще летом нынешнего года обращалась к президенту Медведеву по поводу конкретного факта, когда ветеран Великой Отечественной войны не смог воспользоваться положенными ему льготами по вине работников соцзащиты.

Григорий Степанович Пупенко, несовершеннолетний узник фашизма, инвалид второй группы, несколько раз обращался в департамент соцзащиты в 2003 и в 2004 годы с просьбой поставить его в очередь на бесплатный автомобиль (как вариант предусматривалась денежная компенсация в размере ста тысяч рублей), но получил отказ. Устный. Вероятно, у ветерана не было бы шанса доказать, что он до 2005 года заявлял о своих правах, если бы этот факт не был зафиксирован в его жалобе на имя заместителя главы города по социальным вопросам Татьяны Кабаковой и в соответствующем ответе на эту жалобу.

Правозащитники из офицерской организации полагают, что не один Пупенко получил устный отказ от органов соцзащиты. Фактически их наверняка больше, считают офицеры: отказывать ветеранам, которые в силу возраста, состояния здоровья и уровня правовой грамотности не могут отстаивать свои права в кабинетах чиновников, несложно. Доказать факт такого отказа практически невозможно. Что касается конкретно Пупенко, то по его делу общественная организация готовит иск в суд. Представители «Защиты» говорят, что, когда они стали разбираться с документами Григория Степановича, выяснилось, что он имел полное право на социальную поддержку государства – и на автомобиль, и на жилье, – но не получил ее только потому, что какой-то чиновник выпроводил старика из своего кабинета, сославшись на то, что нет «мотивации» для удовлетворения его просьбы. Вот это слово – «мотивация» – Григорий Степанович крепко запомнил.

Анастасия АЛЕКСАНДРОВА.