В прошлую пятницу, 13 ноября, этот общественно-политический портал стал одним из главных источников информации о случившемся (вряд ли кто-то забыл, но на всякий случай напомним, что в этот день взорвался Арсенал). В оперативном режиме на www.ulpressa.ru обновлялась информация из официальных источников, а в комментариях о происходящем рассказывали очевидцы. Сайт побил все рекорды посещаемости – 90 тысяч прочтений, тысяча комментариев.

О том, каким был путь к успеху у одной из главных информационных площадок города, и что есть ulpressa сегодня, «Молодёжке» рассказал основатель портала Дмитрий Ежов.

– Дмитрий, сейчас кажется, что идея такого проекта лежала на поверхности. Но это сейчас. А как эта идея появилась у вас?

– Наверное, американские фильмы вдохновили. Может быть, помните моменты, когда человек приходит в библиотеку, задаёт фамилию человека, и на огромных аппаратах тут же пролистываются электронные полосы газет? В силу своей информационной деятельности я много времени проводил в библиотеках в поисках информации. Честно говоря, очень неудобно было рыться в этих архивах, вот и реализовал что-то похожее.

– Ulpressa сегодня – это не только электронная библиотека, но и общественно-политическое явление…

– Вопрос, почему она такой стала. Во-первых, за семь лет существования ulpressa мы накопили серьёзный архив публикаций большинства ульяновских СМИ. А во-вторых, введение комментариев к текстам пришлось к месту и ко времени: на определённом этапе элиты оказались в замкнутом кругу, по которому бегали, направляемые мудрой и властной рукой. Для всех остальных выбора – где высказать или прочитать иное мнение – не осталось. Вот эта медийная нереализованность и вышла в Интернет – ulpressa стала её площадкой, на которой разгораются скандалы, скандальчики и скандалища. Конечно, они локальные и пока не выходят на большую аудиторию. Однако ulpressa стала очень посещаемым сайтом, хотя механизмы раскрутки – разместить баннеры или купить в яндексе какие-то места – мы ещё не включали ни разу.

– Какова аудитория сайта?

– Никаких исследований по этому поводу у меня нет, но, тем не менее, можно сказать, что это люди с активной гражданской позицией, общественно-политическая элита, белые воротнички, медийное сообщество и, конечно же, бизнес, интересующийся политикой. Около 20% посещений сайта – из Москвы, но это ульяновская диаспора. Если одним словом, это некие болельщики вокруг политики.

– А участники политики? Неужели они ни разу не обращались к вам с просьбой поменять повестку дня (материалы, которые выносятся на первую страницу сайта, – прим. ред)?

– Сколько угодно (смеётся)…

– Снимаете?

– Нет, открытость – моя принципиальная позиция. В повестке дня должна быть текущая и максимально объективная информация. Ещё один критерий отбора – потенциальная дискуссионность темы и неоднозначность поставленного вопроса. Ulpressa – это площадка, открытая для любых мнений. Да и в Интернете трудно было бы что-то скрыть. Любой шаг влево или вправо сразу виден. Несколько раз независимость сайта пытались поставить под сомнение, но безрезультатно. Ulpressa – это информационная площадка, но никак не политический инструмент.

– Если звонят, значит, ulpressa, по всей видимости, раздражает обитателей коридоров власти?

– Ulpressa болезненна для власти закрывающейся. В этом смысле политическая система дошла до определённого уровня абсурда. Закрытость элит сейчас гипертрофирована. С этим, кстати, связана и постоянная ротация одних и тех же людей, половину из которых выгонять надо, да даже и больше. Коррупция чудовищная – разве для кого-то это секрет? Но есть объективные законы развития общества: закрытые системы недееспособны и ведут к вымиранию элит.

– Выходит, власть обрекает себя на верную смерть?

– По идее, власть – это постоянная конкуренция, борьба, столкновение взглядов, готовность выйти на открытую публичную дискуссию, где, замечу, можно и проиграть. Но у нас практически исчезла публичная политика. На нашем сайте форма онлайн-интервью почти сошла на нет. Чтобы ответить на неудобные вопросы комментаторов, политику нужно мужество и открытая, честная позиция. В этом смысле я бы привёл в пример Николая Петровича Доронина, депутата ЗСО – он одним из первых «вызвал огонь на себя». Но много ли таких же откровенных политиков? Нет, немного. Вот эколога Каплина ругают. А ведь на самом деле человек высказывает своё мнение в вопросах, в которых он компетентен – надо бы прислушаться и спасибо потом сказать. Но мы настолько привыкаем к закрытости, что и это уже кажется чем-то из ряда вон. Закрытость позволяет власти обезопасить себя от рисков, но если намертво заварить крышку кипящего чайника, он взорвётся сам. В этом смысле ulpressa -это небольшая форточка в закрытую систему.

– Как вы считаете, закрытость – это болезнь только Ульяновской области?

– У каждого региона своя специфика, но в целом это общероссийский тренд. Хотя исключения из правил бывают: блог губернатора Пермского края Чиркунова, который он ведёт лично, стал явлением для всей России. Это тот пример открытости, когда каждый может высказать свое неудовольствие первому лицу или подсказать что-то, будучи уверен, что сообщение дойдёт по адресу.

– Вы знакомы лично с виртуальными комментаторами?

– Подозреваю, что я знаком со многими, но как конкретные фамилии соотносятся с никами – могу только догадываться. «Прощай, Морозов!» – это отдельная история. Если виртуального комментатора на полном серьёзе призывают выдвигать кандидатом в мэры – это о чём-то говорит. Сколько было просьб раскрыть его IP-адрес! Но сохранение анонимности – это правила игры, которые я соблюдаю и буду соблюдать.

– Ulpressa – некоммерческий проект?

– Ulpressa сейчас зарабатывает какие-то деньги, но вложения вряд ли окупятся. Хотя я никогда не считал, сколько на неё потратил.

Беседовала Нина КАШИНА