Завтра, 29 ноября, в 17.00, в Центре народной культуры (если кто еще не привык, это бывший Дворец профсоюзов, он же ОДКМ, он же КДЦМ) состоится юбилейный вечер известного ульяновского джазмена, пианиста, солиста ансамбля «Академик-Бэнд» Олега Зисера. Повод – двойной юбилей: 70 лет со дня рождения и 50 лет в джазе.

В кругу друзей и коллег Зисера называют по-простому – Григорич, поэтому и вечер назван с юмором «Григорич Forever 70:50», очевидно, по аналогии с известным лозунгом «Beatles Forever», то есть – навсегда. На самом деле, Григорич-Зисер уже оставил заметный след в ульяновской музыкальной культуре, за что и был в 2002 году удостоен звания «Заслуженный работник культуры РФ».

В Ульяновск Олег Зисер приехал в 1971 году из Казани вместе с женой-певицей – по приглашению Ульяновской филармонии. Здесь основал ансамбль «Венец», в котором работал семь лет, вкусил с ним всесоюзной славы, позже работал в других филармонических коллективах. С начала 90-х и по сей день Зисер преподает в Ульяновском музыкальном училище, руководит джаз-оркестром музучилища, делает аранжировки для оркестра Александра Деркача «Симбирск-бэнд». В биографии Зисера был и казачий ансамбль «Звонница»: он его создавал, пел в нем и до сих пор с удовольствием вспоминает о мощной энергетике казачьей песни. Олег Зисер – автор музыки для спектакля облдрамтеатра «фиалка Мормартра», который – редкий случай – исполнялся в сопровождении «живых» музыкантов. В 1994 году руководитель ансамбля «Академик-Бэнд» Николай Новичков пригласил Зисера в свой коллектив, что музыкант считает своей большой удачей в жизни. С «академиками» он и выступает по сей день в своей узнаваемой моряцкой фуражке, которая стала его концертным имиджем. Про историю этого своего аксессуара Зисер рассказывает так:

– В 80-е годы в СССР из соцстран стали проникать пластинки с джазовой музыкой. А я очень любил оркестр Каунта Бейси, и на обложке одного из дисков (кажется, «Атомный Бейси») увидел, как Бейси сидит в такой вот фуражке. В первый же свой приезд с «Академик-Бэн-дом» в США в 2000 году я сразу же пошел в магазин и купил такую вот речную боцманскую фуражку, у меня уже коллекция – три американские и одна отечественная, «Столичной судоходной компании», я их надеваю на концертах.

Если вы хотите увидеть семидесятилетнего (а не скажешь!), счастливого, востребованного, никуда не рвущегося из Ульяновска музыканта – сходите завтра на концерт Олега Зисера. Впрочем, в его судьбе не все было так безоблачно и благополучно. Например, как и для всей страны, начало 90-х было для него тяжелым: гастрольная филармоническая деятельность прекратилась, сбережения сгорели… В то время чем он только ни занимался: аккомпанировал хору ветеранов при филармонии, пел в церковном хоре, даже грузчиком подрабатывал (бедные руки пианиста!), пока с подачи Новичкова не оказался в музучилище.

Если уж на то пошло, при другом стечении обстоятельств Зисер мог стать не музыкантом, а инженером-авиастроителем, потому что закончил Казанский авиационный институт и даже целых семь лет провел в «почтовом ящике», занимаясь разработ-‘ кой авиадвигателей. Но страсть к джазу победила: кто однажды распробовал это блюдо, тот от него никогда не откажется. По словам Зисера, к джазу он пристрастился благодаря радиоприемнику, который купил отец. Это было после смерти Сталина, потому что до 1955 года иметь коротковолновые приемники в личной собственности запрещалось. Отцовский приемник хорошо ловил западные радиостанции и, в частности, «Голос Америки» с его знаменитыми джазовыми программами.

– Я был сражен этой музыкой! – рассказывает Зисер. – Потом в Казани появился оркестр Лундстрема, я побывал на его концерте, окончательно заразился джазом и стал искать возможность играть эту музыку.

Свой первый ансамбль Зисер собрал еще в школе, в 15 лет (он закончил музыкальную школу по классу аккордеона), играл в школьном джаз-оркестре клуба имени Урицкого. А свою жизнь в джазе Олег Зисер отсчитывает с 1959 года, когда, будучи студентом КАИ, создал джаз-оркестр студенческого эстрадного театра миниатюр, с этим коллективом поездил по Советском Союзу и соцстранам. СТЭМ КАИ даже вошел в пятерку лидеров на Всероссийском смотре молодежных театров. Уже работая инженером на Казанском авиационном заводе, Зисер создал диксиленд «The Red Stompers», который оказался настолько успешным, что гастролировал по СССР, участвовал в фестивалях и даже в популярном телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!». Солисткой этого диксиленда была будущая жена Зисера Татьяна Шихова. Так что джазовое образование Зисера было в большой степени практическим, это уже в 70-е годы он закончил Самарское музыкальное училище.

На концерте «Григорич Forever» можно будет услышать джазовый оркестр «Симбирск-бэнд», учеников Олега Зисера из Ульяновского музыкального училища, а во втором отделении будет играть «Академик-Бэнд». Готовьтесь услышать советскую эстрадную и зарубежную джазовую классику и увидеть Григорича за роялем. В его неизменной фуражке.

Сергей ГОГИН