28 сентября 2009 года не стало гитариста и концертмейстера, создателя известного ульяновского дуэта «Песни сердца» Игоря Коперлеса. В последний путь его проводили цветами и аплодисментами… А ровно через месяц после его смерти, 28 октября, на любимой гитаре музыканта с треском лопнула струна… Игорь хочет, чтобы о нем помнили!
Вспомним же о том, как в его жизни сочетались две его истинные страсти, которым он посвятил всю свою нелегкую жизнь, отдал всего себя без остатка! Это его единственно обожаемая, мудрая и не менее даровитая супруга, обладательница глубокого меццо-сопрано (ныне его вдова)Татьяна Коперлес, и, конечно же, любимый инструмент – гитара!
Еще в раннем детстве гитара притягивала Игоря к себе как магнит. Первый достаточно серьезный опыт игры на гитаре он приобрел участвуя в эстрадном ансамбле, проживая на тот момент времени в Альметьевске. Одновременно происходило освоение соло-гитары, роль которой в коллективе — создавать некие мелодические линии, подобно голосу, обыгрывать основную мелодию (куплеты), делая игру более мелодичной и красивой, или играть основную мелодию для усиления жёсткости и экспрессивности исполнения. Можно исполнять соло-партии, являющиеся логическим продолжением песни. Это 70-ые, Игорь проявил себя уже не только как исполнитель, но и как руководитель ВИА.
Оттачивая мастерство игры на гитаре, Игорь вынашивал в своей голове мириады мыслей о своем росте как музыканта, развивал присущий ему дар музыкальной импровизации. Увлекся классической гитарой. У Игоря были особенные гитары! Он буквально «заставлял» так думать! Например,ь инструмент французского мастера – ему более 150 лет! Игорю были подарены гитары, сделанные исключительно для него! А еще в его коллекции имеется «испанка», купленная в Барселоне.
Будучи требовательным к звучанию инструмента, Коперлес начал смелые эксперименты с ним. Делал вариации на темы латиноамериканских мелодий, цыганских песен. Впервые в России прозвучала «Бахиана» Вила Лобоса в исполнении Игоря и Татьяны Коперлес! Клавир «Бахианы», написанный для четырех виолончелей, Игорь переложил для классической гитары. И бесконечно этим гордился! Экспериментировал с аранжировками в блюзовом звучании, кантри и т.д. Игорь брался за сложные классические произведения: играл на гитаре «Вальс № 7» и «Ноктюрн № 2» Шопена, «Средь шумного бала» Чайковского, написанные композиторами для фортепиано. А как у него звучат «Аве, Мария» и «Серенада» Шуберта! Игорь неоднократно обращался к творчеству Баха, но только перед смертью смог приблизиться к нему и создать вариации на тему «Ария» Баха.
Игорь Коперлес трижды был признан лучшим концертмейстером престижных конкурсов романса среди профессионалов. Его имя внесено в «Энциклопедию ведущих гитаристов России». Значимой явилась встреча с Александром Ивановичем Матяевым, учителем Игоря, вот он и поведал молодому музыканту все приемы и хитрости игры на гитаре. Игорь освоил постановку руки, узнал об особенностях заточки ногтей, что действительно оказалось важным в практике игры на классической гитаре, потому как длина и форма ногтевой пластины обеспечивают темп самой игры. Игорь постоянно совершенствовался. Годы упорных тренировок придали его рукам неимоверную силу. Это проявлялось в мощности звукоизвлечения и виртуозности владения гитарой! Игорь практически не выпускал гитару из рук, она всегда была с ним. Его любовь. Всегда рядом.
Но неугомонная душа гитариста жаждала новых открытий… И вот, в 1977 году, Игорь Коперлес приехал в Димитровград, где организовал эстрадный оркестр «Лирика», которому неоднократно вручались дипломы и грамоты. Главный же этап в творчестве гитариста-классика начался с переезда в Ульяновск в 1983 году. Но только 15 мая 1990 года, странные обстоятельства навсегда объединили жизни Игоря Коперлес и Татьяны Ефремовой. То был их первый совместный концерт, который прошел на «одном дыхании», как показало будущее, дыхании любви, искренней любви к жизни, к искусству, друг другу. При жизни Игорь, не без помощи своей любимой партнерши Татьяны Коперлес, успел закончить 176 собственных композиций, которые сохранились в аудиодисках. Есть даже «Гимн Ульяновску»! Слова и музыка собственного сочинения.
Татьяна, будто чувствуя скорую кончину мужа, старалась работать как можно больше и плодотворнее, придавая завершенность музыкальным произведениям. Ею была проведена колоссальная работа, но, к сожалению, а может быть, наоборот, к счастью, еще есть над чем работать. И Татьяна, забыв про боль утраты, продолжает заниматься любимым делом, потому как в этом заключается миссия светлого талантливого человека. Вопреки всему у Татьяны много планов на будущее. Впереди написание и выход в свет книги о жизни и творчестве их с Игорем дуэта, о всех победах и невзгодах, о людях и событиях, повлиявших на их творчество и привнесших разнообразие в их совместную жизнь. Татьяна! Пусть все задуманное вами свершится, и обязательно найдутся люди, которые непременно помогут вам в этом!
Светлана БУШУЕВА