С нового года строить в регионе будет практически некому

Меньше месяца осталось до того момента, когда в стране перестанут действовать все строительные лицензии. Единственным пропуском на рынок строительных, проектных и изыскательных работ станет свидетельство, подтверждающее членство организации в саморегулируемой организации (СРО).

Эти обстоятельства делают ситуацию в строительной отрасли Ульяновской области аховой. По состоянию на 1 декабря из более чем двух тысяч ульяновских организаций – обладателей строительных лицензий свидетельства о допуске к работам получили 28. Кроме этого, наметилась серьезная тенденция ухода строительных, проектных и изыскательных предприятий в другие регионы. После Нового года строить в регионе становится некому.

Принцип круговая порука Сам закон, отменяющий строительные лицензии и государственное регулирование отрасли, был принят еще в декабре 2007 года, но введение его постоянно откладывалось.

Строители к идее саморегулирования отнеслись весьма скептически, поэтому не спешили объединяться.

В итоге на введении новой системы настояло правительство. Предвидя дальнейшее ухудшение качества строительных работ и рост числа техногенных катастроф, тем самым государство поспешило снять с себя ответственность за ситуацию в отрасли, переложив ее на плечи самих строителей.

Принцип, заложенный в основу деятельности СРО, – круговая порука. Именно объединения, получившие этот статус, выдают теперь допуски к проведению проектных, изыскательных, строительных и ремонтных (влияющих на безопасность конструкций) работ, классифицируя предприятия по отраслевому признаку. Предполагается, что профессиональные сообщества будут следить за качеством выполняемых членами СРО работ и нести ответственность, в том числе материальную, за результаты деятельности входящих в них партнерских организаций.

Главная проблема состоит в том, что вступить в СРО непросто и под силу далеко не каждой организации. Новые правила допуска на строительный рынок довольно жесткие. Прежде всего в финансовом плане. Взносы, которые необходимо сделать кандидату, состоят из трех частей. Во-первых, это вступительный взнос, размер которого каждая организация устанавливает по своему усмотрению и колеблется в пределах 50-100 тысяч рублей.

Есть обязательная ежемесячная плата от 5 до 10 тысяч рублей. Наконец, в компенсационный фонд (используется в случае возмещения ущерба третьим лицам) инженеры и проектировщики должны заплатить 150 тысяч рублей, а строители – 300 тысяч рублей. Кроме того, ответственность подлежит страхованию – минимальный страховой взнос установлен в размере 30 тысяч рублей. Итого для организации строителей доступ на рынок выливается в 400-500 тысяч рублей. Для сравнения, получение строительной лицензии, действующей в течение пяти лет, обходится примерно в 60 тысяч рублей плюс госпошлина 1300 рублей.

Высоки требования и к самой организациикандидату. По словам представителя НП СРО «МОС» в Ульяновской области Дмитрия Даренского, помимо сдачи полного пакета документов, необходимо, чтобы предприятие прошло проверку, включающую обязательный выездной контроль. Также обязательно наличие в организации квалифицированных кадров, работающих на постоянной основе, имеющих необходимый уровень образования и стаж. В компании должно регулярно проводиться повышение квалификации сотрудников, строгие требования предъявляются к материально-технической базе для выполнения конкретных видов работ.

Уходят в другие регионы Как рассказали в областном министерстве строительства, в настоящее время на территории региона около двух тысяч организаций имеют строительные лицензии, из них реально занимаются строительством в качестве основного вида деятельности 500-600 компаний. Такое положение может говорить, с одной стороны, о количестве «фиктивных» лицензий (когда более-менее крупные компании обзаводятся лицензиями «для галочки», «на всякий случай»), с другой – о большом количестве действующих строительных компаний, серьезно пострадавших от кризиса.

Сейчас на территории Ульяновской области работают пять филиалов СРО, два из которых – московские (НП СРО «МОС», НП «Столица» СРОС), также своими СРО представлены Мордовия (НП «Межрегиональный союз строителей»), Самара (НП «СредВолгСтрой») и Саратов (НП «Межрегиональное объединение строителей (СРО)»). По данным на 1 декабря, во все эти саморегулируемые организации смогли войти (получили допуск) 28 ульяновских строительных организаций. Документы еще 115 фирм находятся в стадии оформления. Единственное объединение строителей с ульяновской пропиской – НП «Союз строителей Поволжья», объединяющее 125 организаций, – добивалось статуса СРО с лета, но, по словам директора НП «ССП» Дмитрия Подымало, не смогло собрать необходимых 30 миллионов рублей компенсационного фонда. В том, что регион останется без «своего» СРО, многие видят большую опасность. Прежде всего это неудобно самим строителям, когда для решения каких-то вопросов им необходимо будет обращаться в объединение, расположенное в другом городе. Ноглавное, ситуация может привести к переделу строительного рынка. В положении, когда старая система ликвидирована, а новая еще не выстроилась, местные власти стараются сохранить сферы влияния.

Для этого в большинстве регионов строителей загоняют в подконтрольное власти СРО, после чего «чужаков» в регион просто не будут пускать. В этом смысле не станет исключением и Ульяновская область.

Такая ситуация приводит к тому, что многие строительные организации области или просто прекращают свою деятельность, или перерегистрируются в других регионах. Особенно четко эта тенденция прослеживается в отношении проектных и изыскательных организаций. Из 50 организаций с лицензией на проведение проектных работ допуск от СРО получили 18. По прогнозам, до конца года его получат еще четыре организации. Остальные прекращают свою деятельность либо уходят в другие регионы. По изыскательным организациям ситуация и того хуже – после Нового года в регионе не останется ни одной такой местной фирмы. Кроме всего остального, для области это еще и потеря налогоплательщиков.

Дмитрий Подымало главную проблему, связанную с введением системы саморегулирования в строительстве, видит в монополизации отрасли, что неизбежно приведет к чистке, выдавливанию предприятий малого и среднего бизнеса с легального рынка строительных услуг. В свою очередь потребителям это грозит удорожанием строительного продукта и ростом безработицы.

Вадим ПИЛЮКОВ