Музей современного изобразительного искусства в последний день ноября представил на суд общественности выставку «Отображение бытия в графике Рембрандта и Пластова». Мероприятие переросло в девятые по счету дебаты по поводу конкурса «Имя Симбирского края», на которых многочисленные гости славили как раз таки Пластова.

Рембрандт, Лев Толстой, Пластов, Тициан… Искусствовед Ольга Королева, встретившая журналистов в музее, как оказалось, против проведения конкурсов «Имя Симбирского края» и «Имя России».

– Никчемушное и глупое это занятие. Как можно взвесить всех этих великих людей и выбрать одного, который более всех достоин считаться именем России или Ульяновска? Вроде бы все серьезно, и люди все уважаемые, и говорят хорошо, но такое ощущение, что не тем они занимаются.

И, тем не менее, главными в этот день все-таки оказались дебаты, которые вылились в вечер воспоминаний о Пластове. Пришли многие ульяновские художники, приехала делегация из Карсуна и Прислонихи, юные актеры разыгрывали крестьянских мужиков и баб. За всем этим как-то позабылось, что на стенах висят работы не только Пластова, но и Рембрандта, которого вспоминали все больше для того, чтобы сказать, что наш художник имеет право встать в один ряд с великим голландцем. Также примеряли ульяновского живописца в один ряд с Тицианом и Львом Толстым. А директор Центра Пластова Татьяна Верещагина рассказала, что не так давно в Англии вышла энциклопедия «100 великих людей человечества», куда попали два наших земляка – собственно Пластов и Карамзин.

Не картинами едиными Казалось бы – что общего у Рембрандта и Пластова?

Люди, работавшие над выставкой (а огромную помощь оказал внук Пластова – Николай Николаевич), нашли близкие друг другу работы и у русского, и у голландского живописцев. Искусствоведы рассказали, что Пластов и Рембрандт не использовали рисунок исключительно в качестве наброска к картине, но видели в нем самостоятельное произведение, очень важное и философское. У художников общие темы: портреты, жанровые и анималистические зарисовки, иногда пейзажи.

При этом создатели выставки не настаивают на сравнении художников: – Мы ни в коем случае не пытаемся сравнить их, – говорит Ольга Королева. – Это своеобразный мост между художниками, мост через 300 лет.

Причем Рембрандт и Пластов – не единственный возможный мост, лишь один из многих.

На выставке представлено около ста работ и Рембрандта, и Пластова. Все это – факсимильные репродукции, сделанные в натуральную величину. Уникальность выставки в том, что многие работы экспонируются впервые – это найденные семьей Пластовых в архивах своего знаменитого деда зарисовки. Ведь художник старался не показывать никому свои рисунки – это был только рабочий материал, на его взгляд, далекий от идеала.

Но в выставке как раз самое интересное – увидеть произведение искусства в процессе создания. Параллель с Рембрандтом же добавляет вернисажу мотив связи разных эпох, разных стран, разных взглядов на жизнь. Такой своеобразный кусочек несуществующего полотна, где изображен весь мир, единый, несмотря на свои видимые противоречия.

Сергей ГУРЬЯНОВ