Он дружил с руководством СССР, создавал лучшие самолеты в стране и отвлекался от мыслей о работе только на грядках на дачном участке. О том, каким был наш земляк – авиаконструктор Николай Зырин, 30 лет проработавший главным конструктором ОКБ Сухого, ульяновцам рассказали его коллеги и родственники.

100-летие со дня рождения Николая Зырина отмечали на этой неделе в регионе. В Ульяновск на празднование приехали заместитель генерального директора ОКБ Сухого Алексей Кнышев, заместитель директора научно-исследовательского центра Александр Григоренко, дочь Николая Григорьевича – Галина Николаевна и его внук – Николай Владимирович Зырин со своей семьей.

История Николая Зырина может служить примером для нынешней молодежи: уроженец поселка Измайлово, сын ткачей, из провинции он перебрался в столицу и стал ведущим авиаконструктором страны.

Почему Николай Зырин еще в молодости выбрал авиацию, он никогда не рассказывал, вспоминает его дочь Галина Николаевна. Но достигнув высот в авиационной науке, ее отец всегда с теплотой отзывался о родном крае. В Ульяновске он отучился на рабфаке, прежде чем поступить в Московский авиационный институт. С друзьями-рабфаковцами Зырин затем встречался неоднократно – в Москве и в Ульяновске, куда он приезжал специально ради этих встреч.

Еще обучаясь в МАИ, Николай Григорьевич начал работать в одном из конструкторских бюро. А в 1938 году состоялась кажущаяся сейчас невероятной командировка: молодого специалиста власти отправили в Америку изучать зарубежный опыт. «Он был направлен на работу в Америку и год там работал. Всегда с большой теплотой вспоминал людей, у которых жил в доме, и коллег, с которыми работал. Как он уцелел после этой командировки, я не знаю, ведь годы были страшные – годы репрессий, и что его не тронули – это счастье», -рассказывает его дочь.

В начале войны Зырин работал «ад пикирующим бомбардировщиком «Пе-2». На этом самолете летал еще один наш земляк – дважды Герой Советского Союза Иван Полбин. А в начале войны возникли сомнения в надежности «Пе-2». Чтобы разобраться в ситуации, Сталин вызвал к себе Полбина и тот смог крылатую машину отстоять. «Пе-2» военные звали пешкой, но Зырин говорил, что это не пешка, а ферзь в небе.

Коллеги авиаконструктора его главной чертой называют интеллигентность. Николай Григорьевич никогда не повышал на подчиненных голос и не ругался. Самое строгое, что он мог сказать, было: «А у меня для тебя есть ремешок». Но когда Зырин просил что-то сделать, это всегда выполнялось.

В семье он был таким же. «Не помню, чтобы он в жизни повышал голос и кричал», – говорит Галина Николаевна. Правда, близким нелегко приходилось переживать другое -долгие командировки отца. «Он пропадал на работе. Мои воспоминания детства – это его сплошные командировки, его месяцами не было дома. Есть такое воспоминание: мы на даче с мамой и братом, плохое лето – льет беспрерывный дождь. Мама плачет, потому что ей надоело, а папа в командировке, и нас некому вывезти в город», – вспоминает дочь.

Николай Зырин был вхож в высокие кабинеты – хорошо знаком с министром авиационной промышленности, с военным руководством. Но с будущей женой они познакомились на работе еще в первом КБ, куда во время учебы пришел Зырин. Будущая супруга’ работала там техником. После рождения первого ребенка она с работы ушла – муж получал достаточно денег, чтобы обеспечить семью.

А вот на отдых времени у вечно занятого командировками и разработками авиаконструктора практически не оставалось. Единственным хобби, по воспоминаниям близких, были работы на дачном участке, на грядках которого Николай Григорьевич трудился до последних лет жизни.

Родственники авиаконструктора привезли в Ульяновск кусочки памяти о нем. Дочь передала в Краеведческий музей его личные вещи – подаренные именные часы, логарифмическую линейку и американские запонки – свидетельство той самой невероятной поездки в США.

Лидия ПЕХТЕРЕВА