Сегодня в Ульяновской области во второй раз отмечается областной День чиновника. Полное название праздника «День гражданского, государственного и муниципального служащего». 9 декабря — это еще и международный день борьбы с коррупцией. Так что поводов для того, чтобы вспомнить самые яркие события последних лет, связанные с чиновниками и коррупцией, достаточно.

Ты помнишь, как все начиналось?

После новогодних каникул 2005 года новый губернатор Сергей Морозов собрал чиновников областной администрации, поздравил всех, кто родились в январе. Потом вручил шамановским замам благодарственные грамоты, после чего объявил об их тотальной отставке. Впрочем, отставным шамановцам пилюлю все-таки подсластили. Свою зарплату они получали еще в течение года.

Для того, чтобы выстроить внутриобластную вертикаль власти Сергею Морозову пришлось сначала «выстроить» чиновников, которые в шамановско-романенковские времена вкусили, наконец, всю прелесть подлинного чиновничьего бытия. Одним из первых шагов губернатора были шаги в сторону туалетов. Кроме дежурных пустых бутылок из под спиртного, он обнаружил там даже использованные презервативы! Нелегка была служба при генерале, если даже свои естественные потребности чиновники на бегу, да еще в антисанитарных условиях. Поэтому решил губернатор облегчить многим из них жизнь и сократить численность износившихся по туалетам чиновников на 30%! Остальным, чтобы излишняя сытость не возбуждала в них столь часто и сильно плотские желания, Морозов резко сократил зарплату, сняв с них все установленные Шамановым доплаты и надбавки.

После этого чиновникам ограничили возможности использования в личных целях служебного автотранспорта. У многих вообще отобрали машины. Воспользоваться машиной стало возможно только по заявке, в которой нужно обосновать необходимость поездки. Чиновников обязали тогда же платить за проживание на бывших обкомовских дачах, как за служебное жилье. Еще Морозов потребовал, чтобы сначала зарплата выдавалась бюджетникам, а только затем чиновникам.

Новый губернатор запретил чиновникам появляться на рабочих местах в золотых цепях, джинсах и рубашках-распашонках, которые вошли в моду при генерале. По-видимому, надеялся, что строгий «прикид» поможет наконец чиновникам настроиться на рабочую обстановку. Но это им мало помогло.

«Нас не построишь»!

В начале марта 2009 года Сергей Морозов, слегка перефразировав президента Дмитрия Медведева, заявил: «Кризис – момент истины для управленцев всех уровней. Я буду безжалостно избавляться от неэффективно работающих чиновников». Среди самих чиновников (по выражению Морозова) начался скулеж – и зарплаты маленькие, и работать приходится много. Особо уставших обещали освободить от этих тягот. Для тех, которые все-таки остались при должностях, федеральные власти приготовили новую напасть. В целях борьбы с коррупцией, предусматривалось ограничение сроков пребывания на чиновничьем посту одним-двумя годами.

Однако многочисленные усилия «выстроить» чиновников оказываются малоэффективными. В июне 2008 года во время встречи губернатора а с Президентом, последний сделал ряд замечаний по эффективности использования бюджетных расходов на территории области. Дмитрий Медведев также был неудовлетворен темпами социально-экономического развития региона, состоянием системы здравоохранения Ульяновской области, ее откровенно слабой материальной базой, высокой смертностью населения, особенно среди младенцев. Смертность среди рожениц превышала средние показатели по России вдвое.

А тут еще и западная пресса, вечно сующая свой нос туда, куда ее не просят, постоянно «подливает масло в огонь». Журнал «Форбс» в 2008 году опубликовал данные собственного исследования, названного с подковыркой, – «Удобная Россия». Были обследованы крупнейшие города России, в том числе и наш Ульяновск. Если Ульяновск занимал по численности населения 19-е место в РФ, то согласно форбосовским критериям по деловому климату и по критерию комфортности для ведения бизнеса – только 78 место. По критерию социальной ситуации – 64 место. Правда, по критерию уровень развития инфраструктуры наша область по оценке «Форбса» занимала уже 48 место.

«Крестовый поход»

Подлинной головной болью для ульяновских чиновников стал очередной всероссийский «крестовый поход» на борьбу с коррупцией. Подготовка к «походу» в области началась в 2005 году. В 2006-м был принят областной закон о противодействии коррупции, в 2007-м целевая программа, рассчитанная до 2010 года, создан координационный антикоррупционный совет, соответствующая комиссия при ЗСО. К числу наиболее взяткоемких отраслей Ульяновской области сразу были отнесены здравоохранение, образование, ЖКХ, строительство, сельское хозяйство и транспорт. Наиболее плодовитыми на коррупционные дела признаны Ульяновск, Карсунский, Барышский, Майнский, Инзенский и Мелекесский районы.

Настоящим полем битвы с коррупцией у нас в области стала сфера здравоохранения. Чиновникам из местного минздрава было поручено поискать таковых среди самих себя. После серии уголовных дел и даже посадки нескольких мелких коррупционеров в белых халатах, в следственном изоляторе оказались главный врач областной больницы Александр Баландин и сам министр Федор Прокин. Они обвиняются в хищении при помощи двоих бизнесменов 40 миллионов рублей бюджетных денег. Чем закончится это уголовное дело сказать трудно.

Главный федеральный инспектор по Ульяновской области Валерий Лазарев, выступая в июне этого года на аппаратном совещании в областном правительстве, заявил, что в 2008 году областной прокуратурой выявлено 908 нарушений в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности. Только за первые четыре месяца 2009 года в муниципальных образованиях приняли 28 и на региональном уровне еще два таких акта, не соответствующих федеральному законодательству и ущемляющих законные права предпринимателей.

В 2009 году предпринимателями области было подано около сотни заявок на право выкупа ими арендуемых помещений. Закон предусматривает такую возможность для арендаторов, причем отдает им преимущественное право выкупа, при условии аккуратного взноса платежей в течение последних трех лет. По всем заявкам был получен отказ. Действие закона заканчивается 1 июля 2010 года. Так что времени для приобретения предпринимателями арендуемых ими помещений, учитывая скорость, с которой чиновники обычно рассматривают подобные заявки, практически не осталось.

В качестве примера «скорости» работы чиновников Валерий Лазарев привел Павловский район. В администрации района с лета 2006 года лежала «под сукном» заявка на выделение земли под строительство торгового павильона.

Имеются факты, когда в мэрии г. Ульяновска необоснованно отказывали заявителям в выделении участков под строительство. Снова протесты прокуратуры, которые были удовлетворены судами. Несмотря на введения моратория на повышение арендной платы за помещения, принадлежащие муниципалитетам, фактов, когда в течение последнего года плата была удвоена, по оценке Валерия Лазарева, более чем достаточно.

Как заявил Главный федеральный инспектор, все эти факты принятия незаконных актов, волокита и многочисленные отказы отнюдь не случайны. По его мнению, они создаются чиновниками и депутатами для того, чтобы еще большее количество представителей властей всех уровней могло удовлетворять свои материальные личные проблемы. И это способствует еще большему расцвету коррупции в Ульяновской области.

Юрий КОРАБЛЕВ