В настоящее время в 21-м регионе России в школах проводится федеральный эксперимент по обеспечению учащихся горячими обедами. Участвующие в программе регионы получают дополнительные средства на приобретение оборудования для кухонь, подготовку кадров.
Ульяновская область в этой программе не участвует. А жаль. Ведь те, кто принимают участие в программе, получат для школ новейшее кухонное оборудование, а значит, горячие беды, наверняка, останутся в этих школах и после завершения эксперимента.
У нас в области проходит приемка школ перед началом каждого учебного года. Однако если бы в перечень того, что подлежит проверке, было бы включено кухонное школьное хозяйство, то в отношении многих школ встал бы вопрос об их дальнейшей работе.
Я пользуюсь несколько устаревшими данными на сентябрь 2007 года. На то время полноценное горячее питание можно было организовать в 536 школах из имеющихся в области 580. За прошедшее время количество школ в области сократилось в связи с оптимизацией системы образования. Сократилось и количество заведений, где не было столовых. Однако даже в тех школах, где имелись кухни и столовые, ситуация еще в 2007 году была запредельно критической. Холодильное оборудование износилось на 70-90 процентов. Поэтому оно постоянно выходит из строя. Мебель в школьных столовых износилась на 60 процентов. По подсчетам чиновников местного Министерства образования на замену холодильного и технологического оборудования в школьных столовых на 2008-2011г.г. необходимо было не менее 2,5 миллиардов рублей. С тех пор мне ничего не доводилось слышать о выделении таких сумм для столовых учебных заведений.
К сожалению, нужно признать, что если бы чиновники Ульяновской области даже вдруг подсуетились и наши школы приняли участие в эксперименте, толку от этого, скорее всего, все равно было бы мало. Даже программа «Школьное молоко», которая реализуется в нашей области с 2007 года, никак не способна обеспечить всех школьников области стаканом молока в день.
Прежде всего, проблемы, как это ни странно, возникли в Ульяновске. В январе 2008 года по программе «Школьное молоко» еще как-то, пусть с перебоями, но школьникам выдавали молоко. К апрелю молоко получали лишь учащиеся тех школ, администрация которых по собственной инициативе, пользуясь личными связями, сумела обеспечить поставки молока. Но таких были единицы. Даже персональное поручение об обеспечении школьников молоком, данное губернатором Сергеем Морозовым мэру Сергею Ермакову, тогда не помогло исправить ситуацию.
Недавно я обзвонил несколько школ и выяснил, что сейчас по программе «Школьное молоко» его получают, в основном учащиеся 1-4 классов. Никто мне не смог объяснить, неужели организм ученика 5 или 6 класса столь существенно отличается от организма четвероклассника, что ему не нужно молоко? Многим старшеклассникам стакан молока в день тоже не помешал бы. Ведь ежегодно отсрочку от службы в армии многие призывники получают из-за недостаточного веса.
Так что до выхода программы «Школьное молоко» на действительно существенные показатели нам еще очень далеко. Ну а если не будет в ближайшие год-два кардинальным образом решена проблема оборудования для школьных столовых, то не исключено, что горячих обедов лишаться даж ученики тех ульяновских школ, где столовые пока еще работают.
Игорь СВЕТОВ