Если Вы думаете о будущем своих детей, то идти на выборы – обязаны!

«Каждый имеет право на ошибку, а чтобы каждый мог этим правом воспользоваться, проводятся выборы», – заметил наблюдательный остряк. Можно сколько угодно иронизировать, придумывать афоризмы и оттачивать юмор на российских выборах в новейшей истории… Только очередные – мартовские – выборы в нашем городе не за горами и все настойчивее «провоцируют» местных политиков, аналитиков, а также неравнодушных граждан спорить и размышлять. Некоторые соображения по выборной теме есть и у меня…

Сто «минусов» мало

В деятельности Городской Думы нынешнего состава мне больше всего запомнился, к сожалению, один момент. И тот негативный… Это внесение изменений в Устав города, в соответствии с которыми глава города хотя и будет по-прежнему избираться всенародно, полномочия обретет до неузнаваемости другие. Теперь он будет 36-м депутатом и возглавит Городскую Думу. Дума, в свою очередь, назначит сити-менеджера, или, если сказать по-русски, руководителя администрации города – со всеми финансовыми, имущественными и земельными ресурсами Ульяновска.

Конечно, мне могут сказать, что мы не единственный город в России, где принято подобное решение. Но почему, не понимаю, мы должны равняться на худшее? Мало ли какие есть негативные примеры. Кто-то кого-то убил -ведь это же не пример для подражания. Перед нашим же примером можно поставить сто знаков «минус», и этого будет мало, чтобы оценить весь его негатив.

Решающую роль в этом негативе, я считаю, сыграл губернатор Сергей Иванович Морозов. Почему? Потому что он – и в прессе тоже – высказался в пользу именно такой схемы выборов. У нас же принято: коль начальство сказало, то нижестоящие чиновники «взяли под козырек». Дума приняла то, что одобрил или пожелал губернатор. Приняла, что называется, на ура. Сегодня в ней – 35 человек. Присутствовал, по-моему, 31 депутат. И только четыре депутата голосовали «против». Это Александр Каплин – известный юрист, Лидия Кутинова – депутат от КПРФ и депутаты от ЛДПР – Геннадий Бударин и Эдуард Аверьянов. Как видим, оппозиция в городском парламенте очень и очень малочисленна. Кстати, я призываю избирателей запомнить этих четверых, потому что они нашли в себе мужество голосовать в соответствии с собственными убеждениями, а не с чьими-то «высокими» пожеланиями.

Ленин сказал; «Цепь»!

Можно бесконечно анализировать и размышлять: почему развалились-разворовались наши экономика, промышленность, сельское хозяйство. Можно критиковать, что ничего не осталось от бесплатной медицины. От серьезной науки, что мне особенно больно. В советское время нельзя было купить ни степень, ни ученое звание профессора, ни почетное звание лауреата Государственной премии. За все надо было «пахать». Я «пахал» с удовольствием, потому что это мое призвание. И если сегодня я пошел заниматься, скажем, мороженым, то это не потому, что забыл, как надо делать элементы в микроэлектронике. Просто понял, что это никому в нашей стране не нужно. А когда пятеро детей, и всем надо помочь… Вот и пришлось заниматься не тем, к чему призвание и мозги, а тем, где можно заработать, чтобы как-то обеспечить семью. Так что… Наука развалена. Развалена армия. Трудно сказать, что у нас не развалено. Развалена мораль…

Тогда за что хвататься, чтобы попытаться ситуацию изменить? С учением Ленина можно соглашаться или не соглашаться, но то, что это был гениальный человек – трудно подвергнуть сомнению. Так вот у Ленина есть фраза, которой я нередко руководствуюсь: «В любом деле надо увидеть главное звено, ухватившись за которое, можно вытянуть всю цепь». Где и в чем нынче то звено, ухватившись за которое можно и на экономику повлиять, и на образование, науку, здравоохранение, армию – на все, на все. Главное звено, на мой взгляд, это борьба с коррупцией.

Об этом все говорят. И наш президент открытым текстом говорит, как у нас с этим неблагополучно. Но это мягко сказано. Мы находимся на 148-м месте в мире по степени некоррумпированности. Это катастрофа! История не знает случаев, чтобы великая держава, а мы являемся сегодня великой державой – нравится это кому-то или нет, – была столь коррумпирована. Снизу доверху и сверху донизу власть коррумпирована. А если коррумпирована власть, значит, коррумпировано все. Разве не берут взятки за сдачу зачетов и экзаменов во время сессий или при вступительных экзаменах в университетах? И за лечение берут, и за то, чтобы в армии не служить. За все, за все, за все. Так что победить это зло – главное наше «звено». Очень сожалею, но не удастся, с моей точки зрения, победить коррупцию так, как представляет это наш президент: указом сверху. Прекрасно, если честный человек оказался на самой высокой ступеньке власти. Или честные люди оказались на этих ступеньках. Но не хватит их для того, чтобы все пропитанные коррупцией слои чиновничества «взяли под козырек». Коррупция останется до тех пор, пока не будет зажата «в тисках»: высших чинов государства – с одной стороны – и тем, что называется гражданским обществом – с другой.

Неудобная оппозиция

О гражданском обществе наши чиновники говорят много. У нас, мол, с этим все как положено. А с моей точки зрения, гражданского общества у нас нет вовсе. В лучшем случае – оно в самом зачаточном состоянии.

Наличие гражданского общества в любой стране определяют два критерия.

Первый – независимые общественные организации. Не те, которые получают от властей гранты – подачки и кормятся ими, а общественные организации, по-настоящему не зависимые от государства.

Второй важнейший критерий -это наличие оппозиции. Без оппозиции нет гражданского общества. Вспомните, что-то случилось у Билла Клинтона с Моникой Левински. И это «что-то» чуть не привело к импичменту и не лишило Клинтона президентства. Да, понятно, оппозиция «заглядывает в щелочку», выискивает любые недостатки, упущения, грехи, с тем чтобы показать, как плоха власть действующая, чтобы самой заполучить эту власть. Конечно, если оппозиция к власти придет, власть нынешняя обретет все те же «правила игры» и будет делать то же самое. Но в любом случае власть вынуждена поступать во всем с оглядкой на гражданское общество, на оппозицию, на закон и мораль. Мое убеждение: на мартовских выборах надо голосовать за кандидатов от оппозиционных партий. В Ульяновске на сегодняшний момент – это КПРФ и ЛДПР. Да, иногда критические замечания высказываются и партией «Справедливая Россия». Но ведь создана она по указанию властей предержащих, поэтому я не могу отнести ее к оппозиционным.

Нужно иметь в виду еще одно обстоятельство. Ульяновская область «прославилась» тем, что на одних из последних выборов некоторые кандидаты были «зарублены» задолго до дня голосования. Когда идет сбор подписей, при желании, всегда можно найти какие-то огрехи. Так вот несколько человек были сняты с выборов придирками абсолютно бессмысленными, тем не менее суд эти придирки избиркомов принял. И что толку, что Каплин потом доказал в судебном порядке свою правоту. Выборы уже закончились, поезд ушел…

Лично я невысоко оцениваю объективность наших судей. Иначе не пришлось бы добиваться правды в Страсбургском суде. В итоге во Франции на английском языке разбирались, является ли в русском языке фраза «ни стыда ни совести» идиоматическим выражением. Это цирк! Страна была выставлена на позор и посмешище. И выставили ее именно те судьи, которые в России приняли незаконное решение.

Поэтому – вернусь к предстоящим выборам: чтобы избежать «придирок» избиркомов и судов, многие кандидаты-самовыдвиженцы вынуждены обращаться в оппозиционные партии, с тем чтобы эти партии выдвинули их кандидатами в депутаты Гордумы. Это по закону. К примеру, КПРФ и ЛДПР могут выдвинуть не только членов своих партий, но и беспартийных граждан.

Не партия, а профсоюз чиновников

Я не могу сказать, что в «Единой России» нет порядочных людей. Это было бы несправедливо. «Оптом» эти вопросы не решаются. Но вот, пожалуйста: мнение Морозова прозвучало, и вся фракция «взяла под козырек» и выполнила указание. Эта партия – правящая постольку поскольку. Это партия чиновников. Я скажу более категорично: «Единую Россию» партией можно назвать с большой натяжкой. Скорее – профсоюз всяких руководителей и чиновников.

Не может быть демократичной страна, не может в ней отсутствовать коррупция, когда власть по сути дела узурпирована одной партией.

Есть теоретические вещи, которые я читаю, изучаю и знаю давно: есть принцип разделения властей, который является важным условием борьбы с коррупцией. Этот принцип означает, что представительная или законодательная власть – сама по себе, исполнительная власть – сама по себе. Судебная – сама по себе. И если глава исполнительной власти города назначается властью представительной, то это означает, что на принцип разделения властей, извините, наплевали. Более того, изменили ситуацию так, что, по сути дела, создали почву для коррупции. Оно и понятно. Ульяновская область, по моему мнению, в значительной мере или разворована, или развалена. А в городе все-таки еще есть и дорогостоящие земельные участки, и муниципальные здания, стоящие на этой земле, и «аппетитные» уцелевшие муниципальные предприятия. Упростить доступ соответствующим промышленно-финансовым группам, стоящим за спинами некоторых наших высокопоставленных чиновников, к этим ценностям – вот к чему приведет изменение Устава.

Путь противостояния этому я вижу один. Иметь в Думе не четыре голоса «против», как сейчас, а хотя бы шестнадцать не согласных на все депутатов. Тогда можно будет серьезно пресекать попытки использовать злополучный административный ресурс, чтобы провести то или иное антинародное решение.

Тот самый ГРИНБЕРГ