Дефляцией называется процесс снижения уровня индекса цен, в том числе и потребительских. Согласно мониторингу цен, проводимому областным Минэкономики, если за 10 месяцев 2008 года уровень роста потребительских цен в области составлял 107,8%, то за 10 месяцев 2009 года он снизился до 106,6%.
Более того, согласно оценке областного Минэкономики, в октябре в области была отмечена инфляция ниже нулевой отметки. Снижение уровня цен составило 99,8% по сравнению с сентябрем. Такой результат отмечен в области впервые за долгое время. Поэтому в правительстве заговорили о начале процесса дефляции.
К числу причин обусловивших этот процесс, в правительстве относят усилия самих чиновников по сдерживанию роста цен на продовольственные товары, а также удачное проведение традиционных осенних ярмарок. Впрочем, такой фактор как недостаток средств у подавляющего большинства населения, тоже не стоит сбрасывать со счетов.
В любом случае, не нужно быть в наше время пророком, чтобы предсказать, что нынешний процесс дефляции носит лишь сезонный характер и будет он кратковременным. Скачок цен обязательно подстегнут новогодние праздники. Уже объявлено, что в январе 2010 года произойдет очередной резкий скачок цен на энергоносители и целый ряд других товаров и услуг. Это даст толчок новому витку инфляции. Например, областной министр сельского хозяйства Александр Якунин в последнее время часто повторял в СМИ, что своего продовольствия у нас в области сейчас произведено достаточно, что его дефицит не может быть причиной роста цен на продукты питания. Однако рост цен на те же энергоносители неизбежно спровоцирует рост цен и на продовольствие.
К таким результатам может привести также ряд мер по защите российских производителей, предпринимаемых российским правительством. В частности, после введения ограничений на ввоз сухого белорусского молока в Россию, цены на молоко в торговой сети выросли в среднем на 10%. Производители молока, используя в своих ближайших интересах сложившуюся ситуацию его дефицита, обещают уже этой зимой еще раз поднять цены на свою продукцию. К нам, вне всяких сомнений присоединятся переработчики и торговые сети. И это явно не предел.
Вполне вероятно, что уже к лету следующего года, когда подойдет время «большого молока», покупатели в основной своей массе уже не смогут оплачивать быстро растущие аппетиты производителей, переработчиков и продавцов молока. Ведь доходы россиян растут отнюдь не такими быстрыми темпами, как аппетиты «добрых молочников». Куда они будут в таком случае сбывать свою продукцию, из каких доходов перекрывать расходы на ее производство, непонятно. Если это произойдет, то летом может разразиться настоящий молочный кризис.
Сколько раз и на сколько в течение 2010 года на самом деле подорожают энергоносители и продукты питания, а вслед за ними остальные товары и услуги вряд ли сегодня может сказать точно даже сам министр экономики федерального правительства Алексей Кудрин.
Станислав АБРАМЕНКОВ