Недавнее объявление «Единой Россией» о том, что отныне становятся обязательными первичные выборы – праймериз, – на которых партия внутри себя выявляет наиболее популярного кандидата, который потом и идет от нее на основные выборы, было воспринято чуть ли не как революция. Но очень быстро стало оборачиваться, похоже, реакционной стороной.

Хотели, наверное, как лучше. Например, как в США, где нынешний президент Барак Обама боролся сначала внутри своей демократической партии с Хиллари Клинтон. Одержал победу, Клинтон ее признала, заявив, что Обама – лучший кандидат и что она готова работать на него в президентской гонке. Что было дальше – известно. «Красиво!» – подумали, вероятно, в «Единой России» и решили делать так же. Но то ли блин первый, то ли что-то еще, только дело сразу пошло наперекосяк, что видно по разворачивающейся у нас сейчас кампании по выборам депутатов Гордумы и главы города.

Номер назад мы опубликовали рассказ нашего депутата Городской Думы Геннадия Матвеева о его опыте участия в праймериз. Геннадий Федорович был ошарашен, когда на его кандидатуру – человека известного, много лет находящегося в политике, реакция была нулевой. Зато зал на ура встретил некоего молодого человека из бизнеса, который и выиграл первичные выборы. «Партия просто «кинула» меня», – говорит Матвеев.

«Кинутыми» оказались не только он, но и фигуры при должностях. На первичных выборах кандидата на пост главы города объявили, что выставился в числе прочих и такой-то – из членов областного правительства.

Последнее стало как сигнал семафора: всем остальным – стоп! И все остальные бросились сниматься с праймериз. Им не нужно было даже напоминать, что «такой-то» – не из простых, что за ним стоит «кто надо», и нечего, дескать, тут ерепениться. Победитель праймериз таким образом определился сам собой – им должен был стать «такой-то», он и стал. И никаких тебе выборов, ни первичных, ни вторичных.

Ну, а если некий кандидат вдруг начнет сопротивляться и выскажет намерение идти на выборы самостоятельно? На этот случай все продумано: потенциальному кандидату грозит исключение из партии. То есть ему предлагается одно из двух: журавль в небе, если выражаться красиво, или синица в руках. Иначе говоря – путь на выборы со всеми их рисками или же дальнейшее покровительство партии, являющейся по много раз повторенному определению профсоюзом начальства. Выражаясь некрасиво: или послушание, или отлучение от кормушки, которую гарантирует чиновничий профессиональный союз. Будь так в США, не пробиться бы чернокожему Бараку Обаме на выборы и не победить бы на них демократу. У нас – ничего, все равно победят. У нас – не Америка.

Юрий КАШИНСКИЙ.