Политобзор от Дмитрия Ежова

Есть два простых сценария развития событий. Старый и новый. По старому, 14 марта 2010 года мы будем выбирать главу, обладающего теми же правами, которыми на текущий момент обладает мэр Ермаков, и никаких изменений не происходит. По новому (если выборы пройдут по новому Уставу), выбирать мы будем фактически председателя Городской Думы, который будет считаться главным в Ульяновске, но только номинально. Всю полноту власти будет нести назначаемый сити-менеджер.

Для того чтобы реализовалась старая схема, нужно плыть по течению. Объявить и провести выборы по старому Уставу Ульяновска. Новые депутаты будут работать с новым мэром, который найдёт или нет общий язык с губернатором и будет представлять те или иные интересы. В любом случае, городом будет управлять относительно независимая фигура, которая может идти на конфликты и компромиссы, но – делать это самостоятельно, исходя из интересов своих и тех сил, которые представляет.

Для того чтобы реализовалась новая схема, необходимо действовать более решительно. Федеральный закон в наших условиях, по мнению многих юристов, предполагает обязательный роспуск Городской Думы. Причём, в текущем году, до 23 декабря – иначе возможности провести реформу уже не будет. Как известно, 25 декабря, после официального опубликования в прессе, уже будут объявлены выборы, и времени не останется ни на что, кроме предвыборной кампании.

А вот здесь, увы, начинаются проблемы. Притом что областная власть проводит чёткий курс на новую формулу городской власти, с реализацией и с юридической стороной этого сценария возникают явные проблемы. Дума распускаться никак не хочет. С депутатами можно было работать с каждым и любовно. Но ни сил, ни времени, ни, видимо, желания на это ни у кого уже нет. Да и многие из них очень обижены по итогам праймериз. В итоге город по инерции входит в старую (отдельный вопрос – насколько добрую) колею старой схемы управления городом.

И здесь возникает риск другого уровня. Явно заметно желание изменить формулу управления городом. Заметны проблемы, возникшие в реализации этого сценария. Компромисса в данной ситуации и в условиях стремительно ускользающего времени, увы, никто не находит. Учесть все интересы, как всегда, не получается. Как мы зачастую поступаем, когда решить проблему нет никаких возможностей? Мы закрываем на неё глаза. Мы прячем голову в песок в надежде на вечный русский авось. Авось само собой всё решится. Чаще не получается, но иногда везёт. Риск подобной ситуации и возникает сейчас для города. Спрятать голову в песок и уйти от проблемы. Причём, всем, кто и создал эту ситуацию. Что произойдёт тогда? По итогам выборов вечно недовольная оппозиция начнёт сетовать на их неправомочность. Конфликт полностью увязнет в юридической сфере. Обязательно найдётся кто-нибудь, кто доведёт эту ситуацию до Конституционного суда, а то и до Страсбурга. А финал такого развития событий может оказаться совершенно непредсказуем. И если мы спрячем голову в песок сейчас – потом рискуем получить такого пинка, что мало никому не покажется.

Угрозой будет маячить возможность отмены выборов и назначения новых. А это мало того, что огромные расходы – это имидж города-неудачника в глазах федеральной власти. В любых обстоятельствах это наиболее неудачное развитие событий.

Необходима политическая воля! Её пока нет.