Возможно ли пережить ощущение полёта, стоя на земле? Да, если стоишь возле самолётов. Пусть даже и давно отлетавших своё. Сам вид их уносит тебя в небо. Однако путь любого летательного аппарата начинается внизу. И, увы, заканчивается здесь же. Но, даже приземлившись навсегда, эти крылья остаются расправленными. Как когда-то в небе…
Каюсь: впервые на территорию Ульяновского Музея гражданской авиации я ступил на 27-ом году его существования. Меж тем, он является головным отраслевым музеем истории гражданской авиации. Заметьте – истории! И это не преувеличение, ибо многие летательные аппараты из коллекции музея уникальны настолько, что о них впору кино снимать. Но о кино мы поговорим чуть ниже.
Вот – в алфавитном порядке – имена всех “обитателей” музея: АК-1, Ан-2, Ан-12, Ан-14, Ан-24, АНТ-4, Ил-18, Ил-28, Ил-62, ИЛ-62М, Ил-76, Ил-86, Л-29, М-15, Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, МиГ-25П, СБ, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154, У-2, Як-12, Як-18Е, Як-40, Як-42, Avia-14, L-410.
Что удивительно, почти все эти самолёты добрались до музея своим ходом. Даже Ту-104. Почему “даже”, спросите вы. Да потому, что не должен был долететь. Однако долетел…
Финальный полёт “мертвеца”
Ту-104А – это 70-местная модификация самолёта Ту-104. Их было построено 80 единиц. Все они летали на линиях СССР и Чехословакии. Это для справки. Что же касается музейного борта 104-го, то его история весьма примечательна. Точнее – обстоятельства его прибытия в ульяновский музей.
Ко времени, когда его оформили для экспозиции, он уже семь лет гнил на Кольском полуострове, будучи списанным. Можно вообразить, что сделали с ним время и северный климат. Так вот, бригада пилотов-механиков должна была разобрать самолёт – для транспортирования его на родину Ленина. Предполагалось везти его водным путём – на барже. Однако, как говорят, под воздействием винных паров, ответственные за транспортировку Ту-104А решили, что гораздо быстрее будет добраться своим ходом. Проржавевший фюзеляж и неисправности двигателя отважных ребят не остановили.
Рассказывают, что, когда, заправив баки, завели двигатели, из турбин вперемешку с языками пламени полетели птичьи гнёзда и мусор. Но, несмотря на это, решено было взлетать. И ведь взлетели! Более того, нагло сделали посадку в “Шереметьево”, дозаправились и полетели дальше. Правда, шасси у самолёта не убирались, но это уже мелочи.
Вот такие у нас лётчики! Вот такие у нас самолёты!
А бомбы – как люди
Так и есть. Пассажирский Ту-116, единственный экземпляр которого сохранился лишь в нашем музее, переделан из бомбардировщика Ту-95, прозванного американцами “Медведь”. Только вместо бомбового отсека установлены пассажирские сиденья. А вход-выход в салон осуществлялся сзади, поскольку вносить изменения в конструкцию, дабы устроить “входную дверь”, как положено, сбоку, оказалось дорогим удовольствием. Кстати, именно из-за “заднего прохода” в своё время генсек Хрущёв отказался лететь на Кубу на Ту-116. Зато летал в США на Ту-114, очень похожей машине. К слову, до сих пор скорость винтовых самолётов в мире – 660 км/ч, и только у наших 114-х она была 850 км/ч! Но и это не все рекорды нашей “Тушки”. Аккурат в приснопамятный приезд Никиты Сергеевича в Штаты америкосы были посрамлены тем, что не смогли доставить трап к самолёту руководителя Советского Союза. То есть, трапы были, но они не доставали до фюзеляжа Ту-114. В итоге Хрущёв битый час общался с президентом Эйзенхауэром, что называется, “сверху вниз”. И лишь путём надстроек из стремянок тамошнему персоналу удалось-таки спустить Хрущёва с небес на землю.
Что и говорить, наши Ту – машины особенные. Те же 114-е без дозаправки летали 11с лишним тысяч километров! А не верите – спросите хоть у космонавта Алексея Леонова. Кстати, он, будучи в нашем музее, узнал Ту-114, на котором летал – по бортовому номеру.
Самый первый, самый последний
АНТ-4 1925-го года постройки – гордость нашего музея. Этот самолёт – самый старый “Туполев” на планете! Кто не знает, аббревиатура АНТ означает “Андрей Николаевич Туполев”. Русский гений-самородок из глухой тверской деревни совершил немало переворотов, да что там – подлинную революцию в авиастроении. Взять тот же АНТ-4 – самолёт, топливные баки которого впервые были устроены в полости крыльев, что дало ряд аэродинамических преимуществ. И поныне по этой модели строятся все самолёты на планете.
Наш же экземпляр (причём, единственный сохранившийся АНТ-4, всего было собрано около 250 самолётов) имеет интересную историю. В январе 1944 года он совершил вынужденную посадку на замёрзшее озеро близ города Игарка за полярным кругом. Целых 39 лет пролежала машина в вечной мерзлоте! До тех пор, пока её случайно не обнаружили.
Вытаскивали АНТ на свет божий вертолётом Ми-6 (он же “Корова”). Пользуясь случаем, хочется призвать нынешних олигархов поцеловать колёса и винты “Коровы”. Ибо без Ми-6 не было бы разведано ни одного газо- и нефте- месторождения в районах Сибири и Крайнего Севера.
Вернёмся же к старичку АНТу. После того, как его вызволили из вечной мерзлоты и отреставрировали, он занял почётное место в ульяновском музее. Самый первый (во многих технических решениях)! Единственный сохранившийся. Живая история!
Поговори со мною, “Тушка”.
Да, живая история. .Потому что сами самолёты… живые! Собственными глазами наблюдав одну сцену, я уже не сомневаюсь в этом. Экскурсовод Алексей Крытов после посещения нами салона Ту-144 долго не мог запереть дверь. “Это потому, что я с ним сегодня не поздоровался”, – объяснил он нам. С минуту гладил Алексей металлическую обшивку самолёта и приговаривал: “Ну, прости, забыл…” – после чего дверь закрылась легко. Мистика, да и только! Впрочем, сам Алексей ничего сверхъестественного в этом не видит. Он, действительно, считает, что машина, в которую вложены души тысяч людей, её собиравших – и в самом деле живое существо. Может, и так…
Наш 144-й – один из трёх сохранившихся в природе. Второй находится в музее ВВС в подмосковном Монино, третий в своё время Ельцин продал в Германию за 1 дойчмарку. Из всех сохранившихся наш борт (№77110) -самый знаменитый. Он представлял СССР на всемирном авиасалоне в Ле-Бурже в 1977 году. И отхватил немало призов, несмотря на то, что четырьмя годами раньше там же разбился его “брат-близнец”. Совершенство оказалось сильнее предубеждений.
Ту-144 как минимум на полвека опередил время по разным параметрам (чего стоят скорость в 2 500 км/ч и “потолок” в 20 000 км!). Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт! Но всё же он был снят и с эксплуатации,и с производства. Вовсе не потому, что, согласно народным легендам, был опасным, а по причине феноменальной “прожорливости”. Дальность его была всего 3 тысячи км с небольшим, и летали эти машины (всего две) на линии “Москва – Алма-Ата” всего полгода. Хотя в фильме “Мимино” экипаж 144-го сетует, мол, Сан-Франциско не принимает. Никогда Ту-144 не летал в Америку с пассажирами! А Георгий Данелия просто немножко пофантазировал.
Так же как допустили вольность наши коллеги-журналисты, сказав, будто другой экспонат музея – Ту-134 – снимали в фильме”Необыкновенные приключения итальянцев в России”. Та 134-ка давно порезана на лом. Зато режиссёр Эльдар Рязанов был просто восхищён мастерством наших лётчиков, исполнявших трюк с посадкой на “автостраду”, коей была взлётка центрального аэропорта Ульяновска. К слову, водители авто, проезжавших под крылом самолёта в кадре, тоже были из числа лётчиков нашей ШВЛП.
Вместо послесловия
Президентский Ил-96 – единственный в мире самолёт, способный при развороте выдерживать крен в 70 градусов. И сегодня по всем аэродинамическим показателям наши самолёты остаются лучшими. Тем не менее, львиную долю российского парка самолётов составляют Боинги-737, которые закупаются пачками, в то время как нашему производителю с заказами власть не помогает. Впрочем, эта тема – вне рамок сегодняшней «экскурсии».
Алексей БАДАЕВ
P.S. “Молодёжка” благодарит директора музея Юрия Марковича Валкина за помощь в написании материала.