Основные события уходящего года, касающиеся профессиональной деятельности следственного управления УВД Ульяновской области, вспомнил в беседе с корреспондентом «СК» начальник этого подразделения Алексей Хуртин.

В этом году были и нашумевшие среди более чем 11 тысяч уголовных дел. О многих из них читатели «СК» уже информированы. Это, в первую очередь, – финансовые пирамиды.

В суде рассматривались три уголовных дела о пирамидах.

Особый резонанс вызвало расследование дела руководителей «Капстроя» – Коваленко и Назарова. Сотни семей и фирм попались на их аферу: одни и те же квартиры и нежилые помещения продавались мошенниками по нескольку раз. По приговору суда Коваленко получил 12 лет колонии, Назаров – пять.

За обман ульяновцев привлечен к ответственности руководитель потребительского общества «Эффект-Инвест» Седов. В суде его признали мошенником и приговорили к семи годам лишения свободы. Потерпевших от деятельности Седова насчитали 149 человек (для преступлений такого рода характерно большое количество жертв). Преступник обманом привлекал их деньги якобы для инвестиций, заманивая людей большими процентами (а вот это, чтобы знали на будущее, – главный признак финансовой пирамиды, говорит полковник юстиции Хуртин). Более 16 миллионов рублей добровольно отдали мошеннику обманутые им люди.

Ущерб от мошенничества руководства «Золотого ключа» составил свыше 365 миллионов рублей, обманутых вкладчиков – более 380. Правосудие доберется и до злоумышленников, считают в следственных органах, уже наложен арест на 28 объектов недвижимости этой фирмы, на пять автомобилей, на офисную оргтехнику, другое имущество. Дело по объему не уступает, пожалуй, «Капстрою», уже проведено более 400 экспертиз. Впереди – еще не менее 300 почерковедческих, строительно-технических, бухгалтерских, криминалистических экспертиз, следователям, оперативникам надо допросить всех инвесторов, свидетелей, пострадавших, установить местонахождение похищенных денег.

Направлено в суд уголовное дело по обвинению бывших руководителей комбината строительных материалов Кузнецова и Борисовой, все та же статья 159 Уголовного кодекса РФ – мошенничество. В годы перестройки и вседозволенности они по-своему распорядились акциями и имуществом предприятия, считает следствие.

В этом году окончено расследование дела по обвинению супругов Рябовых в организации притона и вовлечении в занятие проституцией несовершеннолетних девушек. Этим супруги занимались в течение двух лет. Место деятельности – Заволжье. Клиентов разыскивали через объявления в некоторых местных газетах. Их «рабыни» содержались в нечеловеческих условиях. Рябовы осуждены.

Расследовалось дело о захвате заложника. Преступление совершено весной этого года. Уже отбывший девять лет в колонии за убийство осужденный Хабаров записался на прием к врачу-стоматологу, после лечения забаррикадировал дверь кабинета письменным столом, схватил врача, подставил к шее заточку, сооруженную из ложки, потребовал сотовый телефон и встречу с начальником колонии. Требования преступника удовлетворили, но заложницу он так и не освободил. А через местного тележурналиста потребовал выхода в прямой эфир центрального телевидения с рассказом о коррупции в системе УФСИН Ульяновской области и России в целом. К счастью, преступника обезвредили, врач не пострадала, а Хабаров вновь оказался на скамье подсудимых.

Трудно представить, но среди сотрудников следственного управления большинство – 73 процента -женщины. Между тем профессия следователя – одна из самых нелегких, считает руководитель следственного управления Алексей Хуртин. Всех отличившихся на службе сложно перечислить, говорит он. Есть и те, кто выполнял служебный долг в горячих точках, на Северном Кавказе. За мужество и отвагу при проведении контртеррористической операции в Чечне, Осетии, Ингушетии и Дагестане госнаграды получили подполковники Дмитрий Левин и Анатолий Емельянов, майор Андрей Минаков.

Елена ЗЫКИНА