ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛКОВОЙ РАЗВЕДКИ, С БОЛЬШИМ РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ, НО ВЕСЬМА УСПЕШНО ВЫПОЛНИЛО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ. ПО ЭТОМУ СЛУЧАЮ РЕБЯТ ПРИГЛАСИЛ К СЕБЕ САМ ГЕНЕРАЛ. ПОГОВОРИЛИ ПО ДУШАМ. «ПОКА ДЕЛ ДЛЯ ВАС ОСОБЫХ НЕТ, – СКАЗАЛ ГЕНЕРАЛ, – ОТДЫХАЙТЕ, МОГУ ДАТЬ КРАТКОСРОЧНЫЙ ОТПУСК С ВЫЕЗДОМ НА РОДИНУ».

РАДОСТЬ БЫЛА ПРЕВЕЛИКАЯ. ХМУР БЫЛ ТОЛЬКО ИВАН НЕЧИТАЙЛО. КАЖЕТСЯ, ЕЩЕ ДО РЕВОЛЮЦИИ ЕГО РОДНЫЕ ХОХЛЫ ПЕРЕСЕЛИЛИСЬ В СИБИРЬ, И ТЕПЕРЬ ДО СТАНИЦЫ В ГЛУХОЙ ТАЙГЕ ЗА НЕДЕЛЮ НЕ ДОБЕРЕШЬСЯ. «ТЫ ПОМАЛКИВАЙ, ЗАКАЗЫВАЙ ДОКУМЕНТЫ К НАМ НА ВОЛГУ, ПОЕДЕМ К МОИМ СТАРИКАМ, ТАМ ТЕБЕ И НЕВЕСТУ НАЙДЕМ, – СКАЗАЛ ИВАНУ КОМАНДИР ОТДЕЛЕНИЯ ПАШКА КУЗНЕЦОВ. ТАК И СДЕЛАЛИ. ЗА СУТКИ С НЕБОЛЬШИМ ДОБРАЛИСЬ ДО ПАШКИНОЙ ОЛЬХОВКИ. ВСТРЕЧА БЫЛА ОТРАДНОЙ И НЕМНОЖКО БЕСТОЛКОВОЙ.

ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ К КУЗНЕЦОВЫМ ГУЖОМ ВАЛИЛА ВСЯ ОЛЬХОВКА. ОТ КОГО-ТО ИЗ ОЛЬХОВЦЕВ ДАВНО НЕ БЫЛО ПИСЕМ, ОТ ДРУГИХ С САМОГО НАЧАЛА ВОЙНЫ НЕ БЫЛО НИ ЕДИНОЙ ВЕСТОЧКИ. СПЛОШНЫЕ РАССПРОСЫ, НЕ ВИДЕЛ ЛИ ПАШКА КОГО-ТО ИЗ СВОИХ, КАК БУДТО ОН ПОБЫВАЛ НА ВСЕХ ФРОНТАХ ОТ БАЛТИКИ ДО ЧЕРНОГО МОРЯ. К ВЕЧЕРУ ВРОДЕ ВСЕ УСПОКОИЛОСЬ, С ЧАЯ ПЕРЕШЛИ НА САМОГОНКУ, ПОШЛИ ПО ГОСТЯМ К РОДСТВЕННИКАМ ПАШКИ. А КУЗНЕЦОВЫХ В ОЛЬХОВКЕ – ТЬМА ТЬМУЩАЯ, И ВСЕ – ТО ЛИ БЛИЗКАЯ, ТО ЛИ ДАЛЬНЯЯ РОДНЯ, И ВСЕ ХОТЯТ ПОГЛЯДЕТЬ НА БРАВЫХ ЛЕЙТЕНАНТОВ. ПОСЛЕДНЕЕ ЗАСТОЛЬЕ БЫЛО У ЛЕНКИ КУЗНЕЦОВОЙ, ЕЕ КРАСАВЕЦ ЖЕНЬКА ПОГИБ ОСЕНЬЮ 1941 ГОДА. ХОЗЯЙКА ВСТРЕТИЛА ГОСТЕЙ ТИХО, НО ПОСЛЕ ЖЕ ПЕРВОЙ РЮМКИ РАЗРУМЯНИЛАСЬ, ВСЕ СМЕЛЕЕ И СВОБОДНЕЙ СТАЛА ВСТУПАТЬ В РАЗГОВОРЫ, А КОГДА ДЕЛО ДОШЛО ДО ПЕСЕН, ТО УДИВИЛА ВСЕХ И КРАСИВЫМ ГОЛОСОМ И ЗНАНИЕМ НАРОДНЫХ УКРАИНСКИХ ПЕСЕН, ЧЕМ ОЧЕНЬ ПОДКУПИЛА ИВАНА НЕЧИТАЙЛО. У ЕЛЕНЫ ИВАН И ОСТАЛСЯ НОЧЕВАТЬ.

РОВЕСНИЦЫ, ОСОБЕННО В ДЕРЕВНЯХ, НЕ ОЧЕНЬ-ТО ЖАЛУЮТ СВОИХ СВЕРСТНИКОВ, СЧИТАЯ ИХ ЕЩЕ ЗЕЛЕНЫМИ. ОЛЬХОВСКИЕ ПАРНИ ПЕРВЫМИ УШЛИ НА ФРОНТ. ДЕВЧОНКИ ЛЕТ ПО 16-17 ОСТАЛИСЬ КАК БЫ НЕПРИКАЯННЫМИ, И ВАТАГАМИ ДО ПОЗДНЕЙ НОЧИ ШАСТАЛИ ПО СЕЛУ, КУРАЖИЛИСЬ. ОСТАЛСЯ ИВАН У ЕЛЕНЫ, А ЭТИ ОЗОРНИЦЫ СРАЗУ ПОД ОКОШКИ МАТВЕЯ ПОЯРКОВА И ХОРОМ ОРАТЬ: «ДЕДУШКА, МАТВЕЙ, ВАША ЛЕНКА ЛЕЙТЕНАНТА РОДИТ!»

ПОСЛЕ МЕЖДУ ЕЛЕНОЙ И ИВАНОМ НЕЧИТАЙЛО ЗАВЯЗАЛАСЬ ТЕПЛАЯ ПЕРЕПИСКА, А КОГДА ЛЕНА СООБЩИЛА ЕМУ, ЧТО ЖДЕТ ОТ НЕГО РЕБЕНКА, УСЛОВИЕ БЫЛО ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ – ЖДАТЬ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ. НО ВОЙНА ЕЩЕ НЕ КОНЧИЛАСЬ, А КУЗНЕЦОВЫ ПОЛУЧИЛИ НА СЫНА ПАВЛА ПОХОРОНКУ, А ПОТОМ ЕГО ОТЕЦ – АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ – ПОЛУЧИЛ ПИСЬМО ОТ КОМАНДИРА ПОЛКА С ПЕЧАЛЬНЫМ РАССКАЗОМ О ГИБЕЛИ ВСЕГО ОТДЕЛЕНИЯ РАЗВЕДКИ, КОТОРОЕ ВОЗГЛАВЛЯЛ ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ. ВЫПОЛНЯЯ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАДАНИЕ, ОТДЕЛЕНИЕ НЕОЖИДАННО НАТКНУЛОСЬ НА БОЛЬШУЮ ГРУППУ ВООРУЖЕННЫХ ФАШИСТОВ, КОТОРОЙ ЗДЕСЬ НЕ ЖДАЛИ. В СУРОВОМ БОЮ ВСЕ НАШИ РЕБЯТА ПОГИБЛИ. ПОНЯТНО, ЧТО В ДАЛЕКОЙ СИБИРИ ПОЛУЧИЛИ ПОХОРОНКУ И РОДНЫЕ ИВАНА НЕЧИТАЙЛО. И ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛА ЕЛЕНА КУЗНЕЦОВА, ХОТЯ ВСЯ ОЛЬХОВКА ПЕРЕЖИВАЛА ЗА ЛЕНУ, ФАКТИЧЕСКИ ОНА ПОТЕРЯЛА ВТОРОГО МУЖА, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО С ИВАНОМ НЕЧИТАЙЛО НИКАКИХ ЗАКОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ОФОРМЛЕНО НЕ БЫЛО.

ВОЙНА ЕЩЕ ГРЕМЕЛА НА ЗАПАДЕ, КОГДА У ЛЕНЫ НАРОДИЛСЯ ПРЕКРАСНЫЙ МАЛЫШ, КОТОРОГО ОНА, КОНЕЧНО ЖЕ, НАЗВАЛА ИВАНОМ. НО РОЖДЕНИЕ МАЛЕНЬКОГО НЕЧИТАЙЛО С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ВЫЗВАЛО СТОЛЬКО ВОПРОСОВ И ПОРОГОВ, ЧТО ДУША ЕЛЕНЫ РАЗРЫВАЛАСЬ НА ЧАСТИ. В СЕЛЬСОВЕТЕ БЕЗ ВСЯКИХ ОБИНЯКОВ МАЛЫША ЗАПИСАЛИ КУЗНЕЦОВЫМ. СОГНАВ КРАСКУ С ЛИЦА, ЕЛЕНА ПЫТАЛАСЬ ДОКАЗАТЬ, ЧТО НЕ МОЖЕТ ОН БЫТЬ КУЗНЕЦОВЫМ. ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОГИБ ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ (ПОХОРОНКА НА НЕГО БЫЛА У НЕЕ В РУКАХ), ПРОШЛО ПОЧТИ ДВА ГОДА, ТАКЖЕ В ПРИРОДЕ НЕ БЫВАЕТ, А СЕКРЕТАРЬ СОВЕТА ВПОЛНЕ СЕРЬЕЗНО СТАЛА РАССУЖДАТЬ: КАК ЭТО, В РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ ВДРУГ ПОЯВИЛСЯ НЕЧИТАЙЛО? В РАЙОНЕ ТОЖЕ УПЕРЛИСЬ В ФОРМАЛЬНОСТЬ: КОЛЬ МАТЬ НОСИТ ФАМИЛИЮ КУЗНЕЦОВОЙ, ТО И РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ КУЗНЕЦОВ. ОЛЬХОВСКИЙ УЧИТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЕФИМОВ ПОСОВЕТОВАЛ НАПИСАТЬ ПИСЬМО ВСЕСОЮЗНОМУ СТАРОСТЕ МИХАИЛУ ИВАНОВИЧУ КАЛИНИНУ. ИЗ МОСКВЫ ПРИШЕЛ ОТВЕТ, ЧТО СУДЬБОЙ НОВОРОЖДЕННОГО, ЕГО ИМЕНЕМ, ФАМИЛИЕЙ ПОЛНОСТЬЮ РАСПОРЯЖАЕТСЯ РОДИТЕЛЬНИЦА. НЕСМОТРЯ НА ГЛУПОСТЬ СЕКРЕТАРЯ СОВЕТА, ИВАН НЕЧИТАЙЛО СТАЛ ПОЛНОПРАВНЫМ ЖИТЕЛЕМ ОЛЬХОВКИ.

КОГДА ВАНЯ ПОДРОС, ОН, КОНЕЧНО, УЗНАЛ, КАК ЕГО ДЕДУ ДЕВЧОНКИ-ПЕРЕСТАРКИ КРИЧАЛИ О РОЖДЕНИИ В БУДУЩЕМ ЛЕЙТЕНАНТА, И ВСЯ ЭТА ИСТОРИЯ ЕМУ ТАК ПОНРАВИЛАСЬ, ЧТО ОН СТАЛ ПРОСИТЬСЯ В СУВОРОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ. ВОТ ТУТ ВСЕ СЛОЖИЛОСЬ УДАЧНО – В КАЗАНИ ЕГО ПРИНЯЛИ В УЧИЛИЩЕ. ПОСЛЕ ОН ПОСТУПИЛ В АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ И С ОТЛИЧИЕМ ЗАКОНЧИЛ ЕГО. А МАНЬКА ПРОВОРОВА, КОТОРАЯ КОГДА-ТО НАПРОРОЧИЛА РОЖДЕНИЕ ЛЕЙТЕНАНТА, ПРИ СЛУЧАЕ СЕРЬЕЗНО ГОВОРИЛА: «ПУСКАЙ ВАНЬКА ЖЕНИТСЯ НА МОЕЙ НАСТЕНЕ, И ПОЙДУТ ЛЕЙТЕНАНТЫ КОСЯКОМ». ПОСЛЕ УЧИЛИЩА ИВАН НЕЧИТАЙЛО ЖЕНИЛСЯ НА КАЗАНСКОЙ ЖЕМАННИЦЕ, СЛУЖИТЬ ЕГО НАПРАВИЛИ В ОДНУ ИЗ ЮЖНЫХ РЕСПУБЛИК. НЕСКОЛЬКО РАЗ СЕМЬЯ НЕЧИТАЙЛО ПРИЕЗЖАЛА В ОЛЬХОВКУ В ОТПУСК, ДВОЕ СЫНОВЕЙ ПОДПОЛКОВНИКА ИВАНА НЕЧИТАЙЛО ТОЖЕ СТАЛИ ВОЕННЫМИ.

СТАРЫЙ-ПРЕСТАРЫЙ ДЕД И ПРАДЕД МАТВЕЙ ПОЯРКОВ ЧАСТО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ УЛЫБАЛСЯ: «А ВЕДЬ ТОГДА, В 1943, ГОДУ МАНЬКА ПРОВОРОВА СО СВОИМИ ПОДРУГАМИ-ОЗОРНИЦАМИ КАК В ВОДУ ГЛЯДЕЛИ».

НИКОЛАЙ РОМАНОВ