Термин «струнный транспорт Юницкого» (СТЮ) ульяновцы впервые услышали в ноябре этого года, когда губернатор сообщил приехавшему наконец в область президенту о том, что в городе уже создан центр струнных технологий.
Что такое СТЮ, для большинства населения так и осталось загадкой. Между тем местные власти уже обещали перекинуть трассу СТЮ через Волгу и делать струнные мосты, взлетно%посадочные полосы, высотные здания и даже струнное вакуумное стекло.
Три метра над землей Приход проекта СТЮ в наш регион был более чем стремительным. По информации Корпорации развития области, знакомство регионального руководства с этой технологией состоялось на выставке «Транспорт России-2009».
Выставка проходила с 19 по 21 ноября. А уже 24 ноября, в день приезда в Ульяновск президента, Сергей Морозов на заседании Госсовета заявил, что регион готов развивать СТЮ и даже уже начал это делать. Реакция президента, впрочем, была сдержанной – поручение о создании федеральной целевой программы по его поддержке, о котором просил губернатор, Дмитрий Медведев не дал. Тогда же Сергей Морозов сообщил, что у региона есть инвестор, готовый в строительство струнной трассы вложиться. И уже 26 ноября областное правительство в лице губернатора и ООО «СТЮ» подписали инвестиционное соглашение.
Путь СТЮ с момента возникновения этой идеи до ее реализации гораздо более долог его не удалось пройти до сих пор. Идею струнного транспорта Анатолий Юницкий разрабатывает с 1977 года. СТЮ создатель называет транспортной системой второго уровня. Специальные автомобили – юнибусы и юникары должны передвигаться по рельсам-струнам, прикрепленным к опорам. Юнибусы предлагается делать как движущиеся сверху по натянутым рельсам, так и подвесные. Струнные рельсы должны располагаться в трех метрах от земли и выше. Длина струнного пролета между опорами, по информации разработчика, может составлять от 30 метров до трех километров. Струна Юницкого – это металлический короб, внутри которого находятся канаты из арматурных проволок, залитые бетоном или наполнителем на основе эпоксидной смолы.
Ездить по такой струне юнибус, по информации разработчиков, сможет со скоростью до 500 километров в час.
Натянутые струны вместо дорог, указывает автор идеи, – спасение для российской транспортной системы. Расположение рельсов в воздухе не требует изъятия под трассы больших земельных участков и уменьшает расходы на сооружение трассы по сравнению, к примеру, с железной дорогой. Кроме того, идея натяжной трассы снимает проблему передвижения по болотистой, песчаной, горной местности, тайге или над водой. Внедрение СТЮ в России, указывают разработчики, может дать экономический эффект в 100 триллионов рублей.
Либо нереальный, либо никто не хочет Но, несмотря на эти заманчивые расчеты, ни одной трассы СТЮ до сих пор построено не было. На Госсовете в Ульяновске Дмитрий Медведев припомнил, что, когда он еще работал в федеральном правительстве, ему показывали проекты Юницкого. «Мне этот проект принесли лет восемь назад. Я просто помню его. Эта бумага начала ходить восемь лет назад. Я так понимаю, что за это время ничего не сделано. Либо этот проект нереальный, либо действительно никто не хочет помогать», – сделал вывод президент. «У нас есть Ваше поручение, еще со времени работы в правительстве. Но, к сожалению, все написали о том, что очень интересный проект, жизненно необходимый, но это не принадлежит нашему ведомству: это и от Минтранса, и от других агентств.
И все так оттолкнулись технично», – пояснил в ответ Сергей Морозов.
Разработчики СТЮ говорят о том, что их технология не внедряется из-за противодействия боящихся конкуренции транспортников.
Оппоненты в ответ указывают на отсутствие результатов опытной эксплуатации. В 2001 году в Озерках, в Московской области, была выстроена испытательная трасса СТЮ. Но ее длина составила всего 150 метров, и ездил по ней не юнибус, а грузовик «ЗИЛ» с переоборудованными колесами. О разгоне до обещанных 500 километров в час или хотя бы ста на таком отрезке пути речи не шло.
Предпринимаемые Юницким попытки реализовать свою идею пока заканчивались ничем. Самым громким получился провал идеи построить трассу СТЮ в Хабаровске. У проекта уже был инвестор, но результаты экспертизы струнной транспортной системы, заказанной Московскому государственному университету путей сообщения (МИИТ), затею похоронили. «Расчеты на компьютере показали, что струнный путь не является гладким. На опорах возникают удары, что не позволяет использовать рассматриваемую конструкцию в реальных условиях», «Авторы выявили большое количество дефектов системы, достаточное для того, чтобы негативно оценить предложенные варианты СТЮ», «Монтаж рельса-струны практически не осуществим. Единственный вариант выполнения монтажа – устройство сплошных подмостей», «Имеется прямая опасность схода со струн юнибуса. При скорости, несколько большей, чем 100 км/час, неизбежен отрыв юнибуса от рельсов-струн и падение на землю», «При скоростях, больших 150 км/час, юнибус вообще отрывается от струнного пути и взлетает над трассой, что соответствует катастрофе с гибелью людей», экспертное заключение пестрит подобными выводами. Анатолий Юницкий в ответ на него обвинил МИИТ в выполнении заказа против СТЮ. «Цель этой «экспертизы» нам очевидна: при ее заказе эксперты были запрограммированы на отрицательный результат, чтобы ни в коем случае в Хабаровский проект СТЮ не пошли инвестиции», – писал он в собственной «экспертизе на экспертизу». Разработчик требовал извинения и даже грозил судом, но признания неправоты университета так и не добился.
Экспертиза на экспертизу В ответ на наш вопрос, привлекало ли облправительство экспертов для оценки возможности реализации проекта СТЮ на территории Ульяновской области, Корпорация развития региона предоставила заключение на инновационную транспортную технологию «Струнный транспорт Юницкого», выполненное Институтом проблем транспорта РАН в начале октября нынешнего года. Судя по содержанию заключения, готовилось оно для Ханты-Мансийского автономного округа, в котором также анонсировались планы строительства трассы СТЮ.
Авторы этого заключения уже не так критично настроены к идеям Юницкого. В основной части своей работы они пересказывают предоставленные Юницким данные и перечисляют преимущества струнного транспорта. Под конец, правда, делают вывод о том, что необходимо провести дополнительные исследования, касающиеся обеспечения безопасности пассажиров юнибусов, и построить линейку трасс для опытной эксплуатации технологии и последующей ее сертификации. Ханты-Мансийск в итоге также пока остался без СТЮ. Хотя первый экспериментальный участок трассы в 500 метров в столице Югры обещали запустить в августе этого года.
Проверять реальность создания СТЮ на практике Юницкий должен был на территории особой экономической зоны технико-внедренческоготипа в Дубне, в Подмосковье.
Еще в начале этого года ООО «СТЮ» стало резидентом этой зоны и заключило соглашение на ведение опытно-конструкторских работ в ней.
Но теперь речь идет о создании полигона основных трасс Юницкого для их сертификации уже на территории Ульяновской области. Это – один из пунктов подписанного облправительством инвестиционного соглашения. Место для полигона, согласно информации Корпорации развития области, только подбирается. Вступать в проект финансированием область также пока не намерена.
Пока ООО «СТЮ» предлагается воспользоваться механизмом поддержки приоритетных инвестпроектов – субсидированием затрат на создание инфраструктуры, налоговыми льготами и так далее.
Опора – на Пальцинском острове Само соглашение ООО «СТЮ» с областью предусматривает гораздо больше планов, чем только строительство полигона. Это создание маркетингового центра продаж для реализации струнных технологий, создание школы подготовки специалистов СТЮ, развитие «до стадии внедрения прочих струнных технологий, таких, как струнные мосты, струнные взлетнопосадочные полосы для аэропортов, струнные высотные здания, струнное вакуумное стекло, струнные ограждения и прочее», и, самое интересное, строительство городской трассы подвесного СТЮ в Ульяновске по маршруту «Дальнее Засвияжье – центр – новый город – портовая зона».
Трасса длиной 33 километра, согласно предоставленному нам Корпорацией развития области эскизу, должна пересечь Волгу севернее нового моста. Опору для трассы предлагается при этом построить на Пальцинском острове.
Ориентировочная стоимость проекта без учета выкупа земли – 4,6 миллиарда рублей.
Инвестиционное соглашение с ООО «СТЮ» заключено на неопределенный срок. Пока же ООО «СТЮ» демонтировало свою опытную трассу в Озерках. «В дальнейшем эта трасса будет восстановлена в первозданном виде в Ульяновске, где она станет экспонатом в музее СТЮ, заняв в истории развития струнной транспортной отрасли достойное место, аналогичное месту, занятому самолетом братьев Райт в истории авиации», – говорится в официальной информации компании.
Лидия ПЕХТЕРЕВА
Психиатр
Только Пальцинский остров не хватало засрать этой херней. Мало там туристов, рыбаков и прочих последних героев…