В конце этого учебного года в ульяновских школах появится новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики».

Согласно планам министерства образования области, в части школ будут преподавать основы светской этики, в других учебных заведениях – основы православной или исламской культуры. В минобразования заверяют, что выбор и изучение нового предмета для школьника будет только добровольным.

С третьей четверти учебного года 19 регионов России вступают в образовательный эксперимент по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики». По его итогам будет принято решение о введении этого предмета во всех школах страны. Ульяновская область еще летом прошлого года заявляла о намерении войти в эксперимент, но так в него и не попала.

Об этом в конце летних каникул сообщил обеспокоенным возможностью введения нового курса родителям приехавший в регион заместитель министра образования страны Исаак Калина. Но федеральный чиновник, как выяснилось чуть позже, успокаивал родителей напрасно: областные власти приняли решение начать преподавать этот курс в ульяновских школах, пусть и не в рамках федерального эксперимента. О том, чего ждать детям и родителям от местного образовательного эксперимента, мы попросили рассказать директора департамента дошкольного, общего и дополнительного образования области Евгению Моргун.

По ее информации, новый предмет должен появиться во всех школах области. Школьники и родители детей о его введении уже должны знать. Более того, рассказывает Евгения Моргун, выбор конкретного курса для преподавания в школе проводился при непосредственном участии детей и родителей.

Дело в том, что единого курса «Основы религиозных культур и светской этики» не существует. Экспериментальный предмет состоит из модулей – основы истории и культуры одной из религий, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

«Каждый из этих модулей может выбрать себе ученик вместе с родителями. Допустим, в одном классе у нас учатся дети, кто-то из которых хочет изучать основы православной культуры, кто-то – исламской. Тогда этот класс разделится на группы. Школы определяли, какой курс в них будут изучать, после того как родители в них отобрали себе эти курсы. Мы с сентября заявили об этом школам на родительских собраниях и сказали, чтобы они делали выбор», – рассказывает директор департамента. В результате в 168 школах запланировано преподавание основ православной культуры, в 83 – исламской культуры, в 95 – мировых религий, в 162 – основ светской этики. Случаев, чтобы дети и родители отказывались изучать какой-либо из предложенных курсов, не было, уточняет Евгения Моргун. Наоборот, говорит она, возникал вопрос о том, какой предмет выбрать желающим изучать и православие, и ислам, и другие религии. Им предлагается предмет «Основы мировых религий».

Участвовать в эксперименте должны ученики 4 и 5-х классов. В третьей четверти этого учебного года новый курс появится в четвертых классах, в следующем учебном году – в первой четверти пятых классов. Связан такой разнос сроков с подготовкой педагогов. Преподавать новый курс должны учителя-гуманитарии, прошедшие специальную подготовку. «Учителя литературы, истории, мировой художественной культуры, которые уже сейчас преподают в школах спецкурсы и факультативы, проходят курсы при институте повышения квалификации и при епархии», объясняет директор департамента.

Привлекать для преподавания в школах священников, уточняет Евгения Моргун, не планируется.

Проблему выставления оценок за религию или культуру, также волнующую родителей, пока инициаторы эксперимента решили не трогать. «Спрашивают про оценки. Разумеется, ни на спецкурсах, ни на факультативах оценки не ставят, и педагоги России не будут ставить оценки за то, как ребенок освоил этот курс. Будет отмечено, что курс ему зачтен, он будет включен в перечень прослушанных предметов.

На этом все», – объясняет Евгения Николаевна.

Длиться эксперимент в регионе должен два учебных года. Длительность самого курса – одна учебная четверть. Результаты преподавания религиозных культур в Ульяновской области федералы обещали учитывать вместе с итогами официального эксперимента. А от него будет зависеть, появится ли новый предмет уже во всех школах страны.

Сейчас в 159 школах области из 508 имеющихся ведутся различные nika-media.ru факультативные предметы по духовно-нравственному воспитанию преподают историю религии России, религии мира, основы православной и исламской культур, культуру народов Поволжья. Запланированное разделение по модулям вводимого в рамках эксперимента курса выглядит достаточно показательно – родители и дети, желающие изучать конкретную религию или, напротив, знакомиться с несколькими религиями или не изучать их вовсе, поделились практически поровну, с небольшим перевесом, образно говоря, атеистов.

Школ, выбравших основы православия и ислама, в области 251, а учебных заведений, не решивших пойти дальше основ мировых религий и светской этики, – 257. Стоит напомнить, что вместе с продолжающимися спорами о необходимости введения религиозных курсов в российских школах не менее горячие споры ведутся вокруг произошедшей несколько лет назад отмены преподавания в школах курса астрономии. Сейчас он лишь в качестве факультатива преподается в отдельных школах. Впрочем, интерес к звездному небу и с точки зрения его физического, а не божественного устройства, не угасает. Так, в первой гимназии планируется к весне восстановить работавшую когда-то в ее новом здании небольшую обсерваторию. А в педуниверситете для студентов продолжает работать еще одна обсерватория. Побывать там, рассказал нам заведующий кафедрой методики преподавания физики Вячеслав Кокин, могут и просто желающие. Только поближе к лету обсерватория не отапливается, и сейчас там просто холодно.

Лидия ПЕХТЕРЕВА