Автор: Олег БЕЛОВ

«Как власть обидела Николая Чудотворца» – так называлась статья, опубликованная в № 35 «ДЗ» за 12 сентября 2007 года. В ней шла речь о судьбе храма в селе Кротково Сенгилеевского района. Спустя два года мы получили письмо-отклик, автор которого рассказывает о том, что произошло за это время.

Знакомство с храмом Николая Чудотворца началось со статьи, принесенной моим соседом. В ней содержался сказ о мытарствах старушек, пытавшихся защитить храм от полного разрушения и восстановить его историю и облик. Из статьи также узнал, что храм построен в селе Кротково в 1854 г. в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Тогда в кровопролитных сражениях прославился 24 Симбирский полк, участвовавший в Бородинском сражении. Вернувшиеся с войны на симбирские просторы воины и офицеры, раненные в боях, были размещены в госпитале, построенном в с. Кротково. Многие умерли от ран и захоронены здесь же. На месте захоронения и был построен храм дворянином, помещиком, генералом Андреем Фатеевым. Его прах по сей день покоится в склепе под стенами храма.

Прочитав это, был взволнован. Оказывается, здесь, рядом – не где-то на Бородинском поле, о котором знают все, а у нас! – рождались, служили, защищали Родину наши земляки. Отдавали за наше будущее свои жизни.

В 1962 г. с церкви были сброшены колокола, и превращалась она то в клуб, то в зернохранилище.

Захотелось как-то помочь. Решили съездить в с. Кротково. Увидели здание, ничем не напоминающее церковь: с облупившейся штукатуркой, шиферной крышей, перекошенными дверями, без окон (проемы замурованы кирпичом). Но подойдя ближе, разглядев архитектурные элементы, зная историю, проникаешься уважением к тому, кто его воздвиг. И полным непониманием тех, кому до сих пор безразлична судьба храма. Строим повсеместно новые памятники, храмы. А тут готовый храм в честь наших воинов – и такое равнодушие. Если бы не было их, были бы мы?

Познакомившись с Марией Ивановной Елчевой, получившей благословение божие на сбор пожерстований для реставрации храма от Архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла, спросили, чем можно помочь. Она ответила: «Рады любой помощи: финансовой, материальной, главное — от души, от сердца исходящей». Предложили сделать двери вместо сгнивших, которые взламывали неоднократно (воровали материалы нечистые на руку люди).

Вернувшись домой, попытались собрать какие-то средства. Но не тут-то было. Многие закрылись ответом: «Кризис, тяжело». Другие обещали и пропали. Но, как говорится, с Божьей помощью осилили это дело, установили двери. Все медленно, со скрипом. Без помощи властей всех уровней эту стройку не осилить.

Идти вперед, не оглядываясь, не помня: кто мы и откуда, — что получим? Вырастим ребят с мозгами, но без души. Только помня историю, уважая себя как нацию, усиленно работая, можно стать действительно великой Державой. Надо начать с малого. Вот храм наш родной, близкий. Надо помочь, кто чем сможет: деньги, доски, трубы, цемент. Увидев возрождение, сам возрождаешься заново. На душе становится легко и спокойно: «Этот храм мой, это моя история, это моя жизнь и жизнь моих детей».

Можно еще много написать. Но кто хотел услышать, тот услышал. С уважением к услышавшим, житель Ульяновска