Сто лет исполнилось на этой неделе с момента появления в нашем городе первого фотографического общества. О том, как век назад выглядели выпускные гимназические фотоальбомы, какую улицу в Ульяновске назвали в честь фотографа и когда в нашем городе впервые были напечатаны цветные фотоснимки, мы вспоминали с заведующей музеем «Симбирская фотография» Юлией Саблиной.

30 снимков за корову

У симбирской фотографии, как и у мировой, конечно, возраст уже больше векового. Первые фотографы стали открывать в нашем городе свои салоны в 1860-х годах. Большинство из мастерских размещались в центре города – на улице Большой Саратовской, то есть нынешней Гончарова. Примечательно, что в одном из зданий на улице Гончарова фотография как поселилась еще в XIX веке, так и живет до сих пор. В первые десятилетия своего существования фотоснимки были дорогим удовольствием. В 60-е годы XIX века фотопортрет в Симбирске стоил от двух до десяти рублей серебром, что было равно примерно двум зарплатам рабочего. В 1914 году симбирский фотограф Ефим Горин давал в газете заманчивое объявление: «Снимайтесь – небывалая дешевизна: 10 штук – 1 рубль». Корова в то время стоила три рубля.

– Наша экспозиция очень хорошо по хронометражу вычерчивает появление фотографии, то, как она развивалась, как фотографировали первых посетителей салонов, как решал проблему фотопортрета каждый фотограф, – говорит Юлия Саблина.

Фотосалоны в городе были именными. Работали они под руководством одного мастера, и на каждом снимке ставилось его имя – теперь историю развития фоторемесла в Симбирске можно изучать по паспарту сохранившихся снимков. Фотографическое общество, организованное в Симбирске в январе 1910 года под руководством председателя Виктора Берштекера, было одним из шагов к объединению фотомастеров ради общих интересов. Общество помогало решать насущные проблемы – собирать средства на фотолаборатории, организовывать совместные выставки. Интересно, что через полвека после появления фотография уже начала становиться массовым увлечением – Берштекер по основному своему роду занятий был преподавателем Симбирской классической гимназии, и среди симбирских фотографов к тому времени начали появляться врачи и художники.

В это же время именные фотосалоны начали сменяться ателье, объединявшими нескольких фотографов. Крупнейшими фотоателье в городе в начале XX века были «Русская фотография» и «Товарищество». Объединения позволяли фотографам браться за большие заказы. К примеру, за оформление выпускных альбомов нашихгимназий. Школьные альбомы, кстати, с того времени не очень-то изменились: виньетки, общая фотография и виды города были обязательными их элементами.

Камера Дзержинского

После революции фотография в СССР получила новый толчок для развития. Власти решили, что кинематограф и фотоискусство важнейшие средства пропаганды, и бросили силы и средства на их развитие. Первыми советскими фотоаппаратами были громоздкие «Фотокор» и «Фотокор-1», а также «ФЭД». Обе модели были копиями немецкой техники. «Фотокор» стал советским вариантом «Фоэхтлендера», а «ФЭД» – знаменитой немецкой «Лейки».

Советская «Лейка» свое аббревиатурное название получила соответственно задаче пропаганды – «ФЭД» расшифровывается не иначе как «Феликс Эдмундович Дзержинский». Камеры Дзержинского были первыми в стране фотоаппаратами, использовавшими перфорированную фотопленку, служащую фотографам до сих пор.

Собирать «ФЭДы» начали в 1934 году на Украине, в коммуне Макаренко, из немецких деталей. Первые «Фотокоры» тоже были не полностью нашими.

– У нас в экспозиции стоят два «Фотокора» – один с немецким цейсовским объективом, а другой – с советским. Специально поставили их рядом, чтобы можно было увидеть надписи на немецком на одном из них, – рассказывает Юлия Саблина.

Стоила первая отечественная фототехника тоже немало. Знаменитый ульяновский фотокорреспондент Александр Маркелычев, получивший «Фотокор» за хорошую военную службу, рассказывал музейным работникам, что стоил он как небольшой домик в Ульяновске.

Наличие фотоаппарата сразу решило судьбу фотографа – узнав, что у него есть такая техника, вернувшегося с войны Маркелычева позвали работать в газету.

Изобрел передачу изображения на расстояние

Наконец в оправившейся после войны стране начали массово выпускать фотоаппараты: «Киев», «Москва», «Смена», «Зоркий», «Зенит».

Фотобум в СССР пришелся на 1970-1980-е годы.

В Ульяновске увековечили имя одного из первых местных фотографов – Ефима Горина: его именем назвали улицу в Засвияжье. Горин прославился как изобретатель. Еще в 1901 году он изобрел аппарат для передачи изображения на расстояние. В 1909 году он создал аппарат искусственного зрения для слепых, позже совершенствовал телевизор.

Первые цветные фотографии в нашем городе появились тоже после войны. Вообще-то цвет на снимках получали уже первые фотографы-изобретатели, но в XIX веке его не удавалось закрепить. В начале века XX в России фотограф Прокудин-Горский стал делать цветные снимки. Одна из знаменитых его работ «Лев Толстой в Ясной Поляне» – в цвете. Но начала распространяться цветная фотография по миру с 1920-1930-х годов, когда ею занялись западные производители – фирмы «Кодак» и «Агфа».

В Советском же Союзе вплоть до 1990-х годов цветные снимки, сделанные не в фотоателье, а дома, были редкостью. Тот же Александр Маркелычев оставил музею фотографии архив, в котором есть цветные снимки его жены послевоенного времени. Он вспоминал, что получить цвет тогда было крайне трудно – надо было суметь достать пленку, бумагу и специальные реактивы.

Жизнь в черно-белом цвете

Если оглянуться на историю фотографии, говорит Юлия Саблина, получается, что в основном она была черно-белой. Цвет на снимках у нас в стране массово существует лет 30, а в мире – лет 50. Зато в последние годы с развитием цифровых технологий фотография стала развиваться стремительно. Пленочные камеры уже считаются чуть ли не дурным тоном, а молодежь покупает не просто цифровые фотомыльницы (так называются простые в технологии камеры), а сложные зеркальные фотоаппараты.

– Наш музей открылся в 2004 году. Когда люди стали приходить, цифровая техника мало у кого была. В руках все держали мыльницы и боялись лишний кадр сделать. А сейчас все чаще приходят с навороченной техникой и увлекаются фотографией практически все, – рассказывает заведующая музеем.

Впрочем, с дореволюционных времен не изменилось одно – фотообщества и фотоклубы в нашем городе существовали тогда, работали в советское время и есть до сих пор. И пленочная черно-белая фотография, уверены специалисты, цифровой технологией не вытеснится. Сейчас очевидно, что фотографирование на работающие еще советские камеры, ручная проявка пленки и печать снимков на фотоувеличителе становится все более популярным увлечением у молодежи. «Нужно закопать пленку в землю, а через 20 лет ее откопать и продать за большие деньги», – цитирует Юлия Саблина одного из фотографов. На лаконичных черно-белых снимках на пленку, поясняют профессионалы, легко видны все ошибки фотографа, поэтому они дисциплинируют и заставляют думать над каждым кадром, прежде чем нажать на кнопку.

Лидия ПЕХТЕРЕВА