Когда мы учились в школе, халтурщики в качестве выпускных экзаменов выбирали сдавать ОБЖ или обществознание. И по тому, и по другому предмету надо было собрать реферат из нескольких листочков и выдать вслух их содержание перед классом, чтобы гарантированно получить «удовлетворительно» или даже «хорошо».

Было это всего-то десять лет назад.

Но, как показал введенный в прошлом году в качестве обязательного выпускной и вступительный ЕГЭ, система образования в современной России меняется стремительно.

ЕГЭ по ОБЖ не сдает никто, а вот предмет со всеобъемлющим названием «обществознание» стал пользоваться бешеной популярностью у выпускников.

Почти 4700 человек из 9,5 тысячи выпускников ульяновских школ в прошлом году кроме обязательных выпускных экзаменов по математике и русскому сдавали ЕГЭ по обществознанию. Предмет этот оказался лидером среди экзаменов по выбору. Следовавшая за ним история отстала по количеству выбравших ее выпускников на две с лишним тысячи человек.

– Заметен возросший интерес к предмету у школьников, потому что им надо поступать. А на всех специальностях, гуманитарных и социально-экономических, профилирующим экзаменом идет именно обществознание, – объясняет такую популярность учитель обществознания и истории Мариинской гимназии Марина Салихова.

Для тех, кто в школе учился еще в советское время, стоит пояснить: обществознание предмет, появившийся в школах вместе с новой Россией. Им пытались заменить существовавшее в школе советской полное идеологии обществоведение. В 1990-х годах новый предмет внедрялся в разных видах – существовали курсы права, граждановедения и другие. К середине нулевых годов нового века от разнобоя практически удалось избавиться – в школах остался курс обществознания. Предмет представляет из себя сборную солянку – объединяет экономические, политические, духовные, социальные и правовые знания.

Начинали его преподавать в старших классах, сейчас курс расширяется. Марина Салихова начинает учить детей «обществу» с 6 класса.

Министерство образования рекомендует для шестиклассников комплект учебников с названием «Я – гражданин». Этот предмет, утверждает образовательный стандарт по обществознанию, с 6 по 11 классы призван «формировать базовые социальные компетенции» у школьника. Чтобы выпускник школы мог вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем, быть способным заключать и исполнять трудовой договор, соблюдать трудовую дисциплину, грамотно взаимодействовать с государством, проявлять толерантность и быть способным критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую СМИ, уточняется в стандарте.

Задача воспитать человека, обладающего вышеперечисленными навыками, – одна из важнейших, стоящих перед государством. Все началось еще с Юрия Андропова, напоминает декан исторического факультета УлГПУ Аркадий Смирнов: – В 1983 году вышла статья Юрия Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые проблемы строительства социализма в СССР». Там была мысль, что мы живем в обществе развитого социализма, но, вместе с тем, мы хорошенько не знаем общество, в котором живем.

А почему – потому что, начиная со школы, никто никому ничего не объясняет. Я помню советское обществоведение – курс донельзя скучный и противный, засыпаешь на второй странице…

Сейчас, продолжает Аркадий Игоревич, ситуация начала меняться. Начинают специально готовить учителей – не обществознанцев, как можно было бы сформулировать, а, на советский манер, обществоведов. Наш педуниверситет несколько лет назад открыл специальность «история и юриспруденция». Название звучит очень заманчиво, а готовят там учителей истории и права, способных также преподавать основы экономики, политологи, социологии и философии – того, что включает в себя школьный курс обществознания. Но планы высшего образования не всегда совпадают с реальностью.

– Теоретически готовы выпускники. Но если набросить планы на конкретную ситуацию – у нас же школы закрываются… А учителя так мало получают, и у нас такое отношение даже среди учителей к истории и обществознанию, что это не наука, а одна болтовня – ну чего-нибудь наболтают. Поэтому в селах они чего делают всю историю делят между собой. Физрук берет историю древнего мира – это просто, самый умный – физик – берет обычно новейшую историю, – декан клянется, что в сельских школах образовательный процесс так и идет.

А значит, учителя обществознания, готовые из сельских жителей растить сознательных россиян, до деревенских школ доберутся не скоро. Да и в передовых городских школах процесс воспитательный приходится умело сочетать с подготовкой к ЕГЭ, которую чаще называют просто натаскиванием.

– Это устный предмет, а ЕГЭ сдают письменно. Поэтому нужно научать, чтобы часть «С», которая все больше расширяется, логично, кратко и в то же время универсально-емко ребенком раскрывалась. Поэтому все уроки повторения у нас идут именно в тестовой форме ЕГЭ, и плюс раз в месяц в 9-х и 11-х классах отводится время для подготовки к ЕГЭ, – объясняет Марина Салихова.

Со времени моего обучения в школе, видимо, изменилось многое. Марина Александровна парадокса в том, что еще «зеленое» обществознание все чаще ставят в список вступительных экзаменов в вузы вместо, к примеру, истории, не видит: – История – это скорее фактология и причинно-следственная связь за один период времени, а обществознание – это широта, кругозор, умение излагать мысли, своя позиция с аргументами – это еще и общее развитие, которое можно даже в форме ЕГЭ увидеть.

– Предмет интереснейший. Не знать общество – все равно, что пойти в лес и не знать дороги. Заблудишься, – поддерживает мнение своей бывшей студентки Аркадий Смирнов.

Правда, он уточняет, что время, когда специально подготовленные учителя смогут интересно преподносить ученикам знания, настанет не скоро – сначала надо хотя бы зарплату в школах повысить. Да и пока выходит, что ликбезы по обществу нужно вводить и для вполне взрослых граждан России, ведь и у них гражданского сознания маловато.

– Что такое гражданское общество? В нем человек должен сам о себе позаботиться. Например, в деревне мостик через речку сломался. Дети в школу не ходят, бабы в магазин не пройдут, мужики на работу в сапогах резиновых по пояс добираются. Что у нас принято делать в стране?

Письмо, и лучше сразу президенту, – рассуждает декан. – А собрались бы пять мужиков, вместо того чтобы пиво пить и в бане париться, и отремонтировали. Вот оно – гражданское общество.

Но оно есть, когда у мужиков есть экономические возможности и психологическая свобода. А этого нет и еще долго не будет.

Лидия ПЕХТЕРЕВА.

Для желающих пройти ликбез мы публикуем несколько вопросов из демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2010 года по обществознанию.

Выберите верный вариант ответа – он может быть только один.

Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в 1) понимании 2) отдыхе 3) питании 4) самосохранении. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования? 1) глобализации 2) гуманизации 3) компьютеризации 4) профилизации. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.