Еще три года тому назад перед АПК области стояла задача прекращения процесса сокращения посевных площадей, увеличения их объема и наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции. Нужно признать, что за три года с этими задачами удалось успешно справиться. Но появились новые проблемы.
Когда рекордный урожай не в радость
Как известно, в России всегда существовали две основные беды – низкий урожай и высокий урожай. В течение двух последних лет для АПК области проблема перепроизводства зерна обострилась до крайности
После рекордного урожая 2009 года на хранение в достатке заложены семена под урожай следующего года. В элеваторы, где почти 179 тысяч тонн зерна остались от урожая прошлого года, заложены 562 тысячи тонн. Еще 42 тысячи тонн поступили в областной резервный фонд.
Работа себе в убыток
Пока эта масса зерна лежит на хранении «мертвым» грузом. Дело в том, что средняя себестоимость зерна по области в этом году составила 3 рубля 70 копеек. Зерно, которое закупается на зерновом рынке даже по федеральной интервенции, приобретается по цене 3 рубля 75 копеек. То есть прибыль производителей сейчас минимальная. Цена обычных покупателей зерна еще ниже.
В тех сельхозпредприятиях, в которых кредиты и долги душат не очень сильно, зерно сейчас придерживают до марта следующего года, когда оно должно подорожать. Но многие из производителей сегодня рады и тем ценам, которые есть. Другое дело, что из 1 миллиона 200 тысяч зерна урожая 2009 года пока удалось продать в ходе федеральной интервенции только 10 тысяч тонн зерна. Правительство области обратилось с письмом в федеральное правительство с просьбой провести дополнительную интервенцию на зерновом рынке только в Ульяновской области. Будет ли федералами принято такое решение, пока еще большой вопрос.
Ситуация выбора
Ценовая ситуация на рынке зерна, особенно в течение последних двух лет, ставит перед сельхозтоваропроизводителями области задачу снижения его себестоимости. Очевидно, что дальнейшее развитие зернопроизводства по экстенсивному пути, то есть за счет расширения посевных площадей, скорее всего, приведет в тупик. Если в неурожайные годы дальнейшее расширение посевного клина может сыграть какую – то положительную роль, то в годы больших урожаев и низких цен на зерно это может иметь самые тяжелые последствия для аграрного сектора АПК. Применение новой техники, удобрений, соблюдение агротехнических сроков, внедрение самых современных малозатратных технологий должны дать эффект снижения себестоимости зерна. Все это стоит немалых вложений финансовых средств. Но обещает впоследствии окупиться и сделать выращивание зерна очень выгодной отраслью полеводства. Причем практически вне зависимости от климатических условий.
По крайней мере, результаты Новоспасского эксперимента, проведенного в 2006 году, это полностью подтверждают. Принципиально новые на тот момент технологии в ходе эксперимента не применялись. Условием эксперимента было применение уже апробированных и хорошо себя зарекомендовавших технологий при их строгом соблюдении. В итоге эксперимента, на землях, на которых урожайность никогда не превышала 15-17 центнеров с гектара, в далеко не самом лучшем по климатическим показателям году, был получен урожай под 40 центнеров с гектара.
Точка принятия решения для АПК
Кое – что в этом направлении в областном АПК делалось и в прошедшие два года. Конечно, сейчас на уровне рентабельности ульяновского зерна сказывается та же федеральная интервенция. В то же время, за два года на полях области увеличилось количество самой современной техники, включая импортную. В ряде хозяйств применялись интенсивные технологии. Поэтому уровень рентабельности зерна в 2008 году составлял 31,9 процента. Уровень рентабельности пшеницы третьего и четвертого класса составил в 2009 году 40 процентов. Уровень рентабельности зерна пятого класса – 60 процентов.
В министерстве сельского хозяйства Ульяновской области считают, что в перспективе необходимо наращивать объемы производства зерна более высокого качества. Так что нынешний кризис перепроизводства для сельхозпредприятий Ульяновской области вполне может стать стартовой точкой для более широкого внедрения интенсивных технологий и снижения себестоимости зерна.
Станислав Абраменков