Все мы считаем себя людьми цивилизованными. Но по-прежнему верим в приметы, гадаем на картах, выискиваем суженых по гороскопам, переписываем «чудодейственные» рецепты, слушаем прогнозы астрологов. И это в XXI веке! Что ж удивляться тому, как истово верили предки в силу трав и заклятий на исходе века XVIII-го.
Старинные «заклятья» собирали не только темные суеверные люди, но и ученые-краеведы. Среди них и один из первых чувашских писателей Иван Николаевич Юркин (1863-1943). Вот лишь несколько примеров из его коллекции, хранящейся ныне в личном фонде Юркина в Ульяновском госархиве.
Старинная запись гласит: «Золото сделать фальшивое: возьми свежего яйца, выпусти белок и желток в штоф, выпусти в него ртуть и замажь тестом или воском, залепи и положи на месяц в навоз, в апреле положи, а в мае вынь, тогда сделается золото».
Надеемся, что за этот «добрый совет» не рассердятся правоохранительные органы.
А вот средство, чтоб отвадить от пьянства: «Трава вархим растет в стрелу, толста-мохната, корень и цвет что у дерева с комля», если напоить этой травой «с муравьями» и натощак – любой алкаш излечится и «вина пить не будет». Чудодейственное растение помогало и против насекомых: «Ту же траву если принести в дом и курить оною, то тараканов и сверчков быть не может», – уверяла древняя книга. Что это за супер-трава, пусть гадают специалисты-ботаники.
Ну а коли вам досаждают не тараканы, а сам нечистый, имелась своя хитрость: «…каким образом отогнать дьявола, если кому летает – поди в садок и вынь первую рыбу налима, нутрь из него вынь и накури с оным сие место». Еще надо было напоить чем-то страждущего от нечисти, но, увы, слово в рукописи неразборчиво.
Зато в любовных заговорах наши предки не чурались обращаться за помощью и к самому черту. Вот заклинание, которое советовали говорить, дабы приворожить зазнобу: «Хожу я раб, не молясь, пойду, не перекрестясь, пойду к синему морю, на море, на синем, там стоит баня велика, в той бане стоит престол, на престоле сидит сам черт, поклонюся ему, назову его: друг мой, брат мой, брате ты, брате, сотвори мою любовь, ударь плечу рукой в рабу, мрак в ретивое сердце, дабы она тосковала и горевала, меня не забывала».
Ну а если никакие заклятья не помогали завоевать сердце неприступной и гордой красавицы, в дело шла народная магия: «Зри еще лягушку на лягушке сидит, поймай ее и посади в кувшин, на муравьиную кучу зарой, а горло заткни на сутки, той (лягушачьей) костью девушку по левому плечу постукай, любить станет». Сколько безвинных квакушек загубили местные «Ромео»! Рецепт был необычайно прост и пользовался популярностью. Иван Юркин оставил примечание на полях рукописи: «Способ этот известен и чувашам Буинского уезда Симбирской губернии». Практиковался и более гуманный способ любовного приворота. Чтобы«девушку в любовь привести, возьми в пряник с укусом горошинку, дай в чаю выпить».
Встречались советы, которыми не отказались бы воспользоваться спецслужбы. Чтоб выведать потаенные мысли спящего, предписывалось «у живой лягушки вырвать язык (опять страдают бедные лягушки!) и сонному человеку класть оный на грудь, что станешь спрашивать, то станет сказывать». Кстати, из мира животных наряду с лягушками от людского невежества сильно страдали вороны. От глазных болезней знахари советовали таскать с собой вороновы очи, а чтобы не уснуть сердце ворона. Так и хочется вслед за экранным Шуриком всхлипнуть: «Птичку жалко!».
Травники же знали, какие растения помогают в хозяйственных делах. Торговцам следовало «держать в лавке или под правой пазухой» небольшую травку копу. Тогда, дескать, какую цену ни заломишь, покупатель заплатит без спора. А если рыбак держал при себе траву былец – «сама малень, цвет синь, а корень бел», то его ожидал богатый улов рыбы. А подбросишь ту травку в хлев – «всякой скот поведется», то есть ожидай повышения приплода скота.
Вот бы порекомендовать это современным аграриям – глядишь, хоть дедовскими рецептами XVIII века поднимут, наконец, сельское хозяйство.
Антон ШАБАЛКИН, архивист.