Автор: Евгений ШУРМЕЛЕВ
В ноябре 2010-го исполнится двадцать лет с момента принятия Федерального закона «О земельной реформе». Ту осень, наверное, можно понимать как точку отсчета фермерского движения. Хотя становление человека новой формы хозяйствования у нас началось даже раньше.
На барышской земле первопроходцами был народ разноликий. Есть выходцы из колхозно-совхозного сектора, еще раньше сполна познавшие цену сельскому труду. Есть люди со стороны, чьи крестьянские гены потянули к земле. Из Ульяновска, Самары,иных городов и весей возвратились они на свою малую родину. Некоторые же встали на эту труднейшую стезю по недомыслию или,что еще хуже, по авантюрному складу характера. С трудом продержавшись пару-другую годков, они выбросили белый флаг.
Если в городе ловкачи еще могли просуществовать за счет афер, махинаций, коррумпированных связей, то в сфере сельского предпринимательства это в конце концов приведет к краху. Не приходится удивляться, что число вольных землепашцев идет на убыль. В 1994 году в Барышском районе было 78 фермерско-крестьянских хозяйств (ФКХ ), сегодня их 54. Итак, за 15 лет их количество убавилось на 24. А если учесть, что ежегодно на смену приказавшим долго жить приходят новые, то это число будет куда больше. Задаюсь простеньким вопросом: возможны были бы такие потери, если бы на земле хозяйствовали не временщики, а истинные собственники? Александр Викторович Уткин – глава небольшого фермерского коллектива – из разряда последних.
Если бы у директора школы Уткина лет тридцать назад спросили, не хочет ли он стать крестьянином-единоличником, он бы или посмеялся в ответ, или сказал бы: « За какие грехи-то?» Но, как говорится, судьба играет человеком…
Александр Викторович сдал школьные дела, переехал в родное, село. Организовал собственное хозяйство «Арго» и, подобно мифическим древнегреческим мореплавателям, совершившим плавание за золотым руном, повел свой «корабль» по бурному житейскому морю. Он особо выделяет две даты: 30 июля 1989 года -начало строительства коровника и 22 февраля 1990-го, когда получил в бесплатное пользование девять гектаров земли и статус юридического лица.
Первому фермеру села Заречное да и всей округи повезло больше , нежели идущим вослед, и по стартовым условиям, и по отношению местных властей. Отец без особого труда вышел из колхоза с личным земельным паем в девять гектаров пашни и пять гектаров сельхозугодий. Виктору Ивановичу, первейшему механизатору, колхозники выделили культиватор,сеялку, косилку, копнитель. Уткины приобрели трактор, два автомобиля. За 1990-й реализовали населению 24 тонны молока, 2,5 тонны мяса.
Позади двадцать лет. Срок вполне достаточный, чтобы укрепились или, наоборот, в прах развеялись надежды, планы, перспективы. Да, было нелегко. Как и другие фермеры, после эйфории властей Уткины оказались практически лишены государственной финансовой поддержки, доступа к льготным кредитам. Чуть ли не половину валового дохода «съедали» налоги, а это на селе равносильно разорению: не на что купить удобрения, химикаты, технику, семена. Выстояла семья. Вместе с Виктором Ивановичем стала работать в поле и на ферме супруга, оставив с уходом на пенсию пост директора дома пионеров. И жена Александра Викторовича тут же. Подрастали сын и три дочери. Тоже приобщались к общему делу.
Немаловажно выбрать выгодное производство, которое в ближайшее время принесет прибыль, считают «аргонавты». Производили молоко, свинину. В последние годы все больше заняты овцеводством. Выходит, «Арго» нашел-таки свое золотое руно?
Земли у Уткиных прибавилось за счет паев местных пенсионеров. Держат коров, бычков, овец романовской породы. Мясо расходится в поселке Старотимошкино. Живут рядом с автотрассой, часто заворачивают к ним шоферы-дальнобойщики, уже привычные к их продуктам.
Александр Викторович, уйдя из-под отцовской крыши, купил домишко на самом краю улицы. Начал строить крепкую домину. Свободное время бывший учитель отдает книгам, краеведению. Учится по-настоящему фермерскому ремеслу и учит других, начинающих. Им движет добро, радость возвращения к собственным корням.