По всей России началась настоящая информационная война противников и сторонников введения в нашей стране так называемой «ювенальной юстиции», то есть системы специализированных, более либеральных судов для несовершеннолетних. А в более широком смысле – широкой социально-правовой практики, помимо собственно правосудия для несовершеннолетних включающей в себя профилактику подростковой преступности, преступлений против детей и социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление, так и несовершеннолетних их жертв.
Перед самым новым годом стало известно – скорее всего, в нашей стране эта система, прижившаяся в США, Германии, Бельгии, ЮАР, даже Индии и других странах, все-таки появится: первые попытки ее введения относятся к 1995 году. Не осталась в стороне и Ульяновская область, тоже ставшая своеобразным полем битвы за правду. Православные и мусульмане региона в специальном обращении к руководству области выступили единым фронтом против «нового духовного врага». Наша религиозная общественность опасается, что ювенальная юстиция разрушит семьи: любовь супругов между собой и почтение детей к родителям.
“Вредная личина”
В качестве примеров противники ювенальной юстиции обычно приводят американский опыт, где дети подают в суд на родителей. Наиболее радикальные оппоненты считают, что это вообще технология отбирания детей у законных родителей «под личиной гуманизма». Не знаю, почему в нашей стране «гуманизм» всегда подозревали в притворстве, предпочитая ему воспитание по-домострою или по-скалозубу. Века прошли, а менталитет «батьки», который в семье главный (иногда эту роль берут на себя и авторитарные “мамки”) и потому вправе в любой момент ударить кулаком по столу или (за столом) половником по лбу нерадивого дитяти, ничуть не изменился. И мы отчего-то считаем это, а не любовь и взаимоуважение, основной «стяжкой» российских семейных уз. Этот «формат» практически в неизменном виде воспроизводится из поколения в поколение – со времен «темных веков» бесправия крепостного рабства. Наши дети вырастают в несвободе воли и родительских попытках сделать их беспрекословно послушными, в тесных квартирках без личного пространства. Все по-прежнему считается общим, как в “коммуналке” – это убеждение тоже глубоко засело в “подкорке” наших обывателей. Родительские ценности насаждаются жестко, безальтернативно, в императивном порядке, а среди них ведь полным-полно сценариев неудачников, что вполне логично для нашего больного общества. Зачастую ребенок в доме – словно вещь или громоотвод (а не равноправный и даже привилегированный субъект), не научающийся мыслить самостоятельно и, что особенно невыгодно обществу (если даже речь идет лишь об его интересах), впоследствии так и остающийся вечно послушным, зависимым и не научившимся крепко стоять на собственных ногах…
Подчинение как догма?
Скажем, разбаловалось ваше любимое чадо. Вы, естественно, в воспитательных целях, по привычке обматерив его от всей души, дали ему по попе рукой, или отвесили подзатыльник. Дело то житейское, внутреннее! При низком уровне нашей культуры это происходит сплошь и рядом. Раньше бы всё на этом и кончилось. В случае введения ювенальной системы, по идее, чадо имеет право обратиться в соответствующий суд.
Вот он, ночной кошмар противников реформы. Поистине, «ужасная» перспектива, когда ребенку есть, кому пожаловаться. Особенно, если в суде работают хорошие специалисты – социологи, психологи и педагоги. Это же опять от нашей нецивилизованности, от стремления решать вопросы исключительно силовыми методами! Ведь психолог – не синоним тюремного надзирателя, и принцип «не навреди» для него так же важен, как для врача. А бывают случаи, когда извечный в России конфликт «отцов и детей», зачастую перерастающий в острое и опасное противостояние, просто неразрешим без арбитров и посредников со стороны. Не случайно же статистика жестокого обращения с детьми в нашей стране с годами только ухудшается, а от некоторых примеров, то и дело мелькающих в новостях, просто кровь стынет в жилах.
По статистическим данным в стране из-за жестокости родителей ежегодно погибают примерно 2500 детей. А сколько ребят просто терпят ежедневное унижение в семьях, школах и интернатах (по мнению экспертов, 97% таких случаев вообще не фиксируются), даже до той степени, что многие предпочитают бежать и становиться беспризорниками. Россия в настоящее время переживает третью волну беспризорности (!) несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн! Так нужно ли во что бы то ни стало защищать претензии взрослых на их детей, или все-таки изначально более слабых или зависимых детей – от взрослых? Кажется, ответ очевиден. Ведь именно жестокость всегда порождала жестокость. Потому что самыми безжалостными людьми впоследствии становятся взрослые, забывшие свое детство. Следовательно, светлое будущее почитания родителей в принципе не может зависеть от запрета ремня или чего-то еще карающего чад “за дело”. Банально, но любовь и уважение можно только заслужить. Так чего же на самом деле боятся противники ювенальной системы, называющие ее «тотальным запретом на воспитание» и «системой доносительства детей на родителей»?! Боятся за “традиционные детско-родительские отношения, исходящие из подчинения младших старшим”?
Колесо жестокости
Кстати, о жестокости. В нашей стране 150 тысяч преступлений в год действительно совершают несовершеннолетние (кстати, двадцать лет назад этот показатель был меньше почти вдвое). Но, с другой стороны, два миллиона российских детей неграмотны, еще несколько употребляют наркотики, еще 700 тысяч – сироты. Разве полная картина их неблагополучия еще не повод для того, чтобы судить по «смягченному» варианту: ведь не они же сами, а взрослые, виноваты в возникновении такой ситуации? Вот как в Европе, где справедливо считают, что у них не так много детей, чтобы сажать их в тюрьмы. Во Франции, к примеру, работает только одна детская исправительная колония закрытого типа, а в России их – 62, это более 20 тысяч подростков! Многие из которых, выходя на свободу, уже никогда не встанут на путь праведный. Украл голодный булочку с уличного прилавка – добро пожаловать на нары. Чем не повод, почувствовав фатальную несправедливость судьбы по отношению к себе, до конца дней своих озлобиться на всех и вся?..
Ведь новорожденный ребенок влюблен в этот мир. Он приходит в него чистым и непорочным. И беззащитным перед опасностями, угрозами и насилием этой жизни. Именно мир взрослых делает его жестоким. В результате мы имеем «замкнутый цикл» с постоянным воспроизводством все новых поколений, готовых к агрессии…
Александр РУСИНОВ