Органы прокуратуры Ульяновской области уделяют постоянное внимание вопросам охраны интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими своей деятельности.
В ходе проверок сотрудники прокуратуры выявляют и пресекают факты несанкционированного проведения мероприятий контролирующими органами, создания чиновниками административных барьеров, издания государственными и муниципальными органами незаконных правовых актов, в том числе носящих коррупциогенный характер.
Так, в 2009 году прокурорами Ульяновской области выявлено более 1450 нарушений законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательства, с целью устранения которых внесено 286 представлений, принесено 135 протестов, направлено в суд 11 заявлений, объявлено свыше 20 предостережений.
Особое внимание уделяется реализации полномочий, определенных вступившим в силу с 01 мая 2009 года Федеральным опубикован й газете х проверокзхчиков. ировании ием законодтельства законом №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В целом в 2009 году в органы прокуратуры Ульяновской области поступило 404 заявления контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса.
Однако по результатам их рассмотрения принято лишь 143 положительных решения, что составляет менее 36 %. Основными причинами отказа прокурорами органам государственного и муниципального контроля в реализации соответствующих мероприятий являлись отсутствие оснований для проведения проверок и несоблюдение требований к оформлению документов.
При этом эффективность Федерального опубикован й газете х проверокзхчиков. ировании ием законодтельства закона №294-ФЗ характеризуется тем фактом, что в целом в 2009 году органами федерального, регионального и муниципального контроля было проведено более 2,5 тысяч безрезультативных проверок (территориальные органы ФМС России – 276, Роспотребнадзора – 563, Роструда – 315, Роскомнадзора – 27, Ростехнадзора – 60, Росздравнадзора – 153, Росреестра – 199).
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ранее реализация контрольных мероприятий не была вызвана какой бы то ни было необходимостью. На данный же момент проведению таких проверок поставлен барьер в виде прокурорского согласования. Кроме того, серьезное внимание уделялось прокурорами законности правовых актов, издаваемых органами власти и местного самоуправления в сфере малого и среднего предпринимательства.
В частности, по требованию прокуратуры области приведены в соответствие с законом 7 административных регламентов проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), наделявших органы власти и должностных лиц не предусмотренными законодательством императивными полномочиями, а также возможностью вмешательства в деятельность правоохранительных структур.
По требованию прокуроров Ленинского района г.Ульяновска, Барышского, Инзенского, Мелекесского, Цильнинского, Вешкаймского, Кузоватовского, Новомалыклинского, Старомайнского, Сенгилеевского, Базарносызганского и других районов органами местного самоуправления приведены в соответствие с законодательством уставы муниципальных образований, в которых чиновниками своевременно не были определены органы, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, приняты меры к разработке административных регламентов, регулирующих порядок проведения проверок. По протесту прокурора Новомалыклинского района приведен в соответствие с действующим законодательством муниципальный документ «Об утверждении Положения об Управлении топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и дорожной деятельности администрации МО «Новомалыклинский район», который незаконно наделял орган местного самоуправления надзорными полномочиями.
Всего же в 2009 году прокурорами Ульяновской области оспорено 125 незаконных региональных и муниципальных правовых актов, касающихся административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и избыточного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вопросы исполнения законодательства, регулирующего свободу экономической деятельности, находятся на постоянном контроле руководства Прокуратуры Ульяновской области.