Белая глина – каолин – обнаружена в Китае еще в VII веке. Секрет изготовления изделий из фарфора оберегался пуще государственной тайны. Только восемь столетий спустя самостоятельно и автономно открыли путь к этому виду искусства мастера Германии, Франции и России.

Тем более изумляют экспонаты выставки «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция», которая открылась в Художественном музее. Белоснежный, хрупкий, тончайший материал использовался, оказывается, в агитационно-массовых целях. Идеологическое орудие эпохи Мао прочно обосновалось на предметах известных и ценимых во всем мире – фарфоровых вазах и панно, сервизах и скульптурных композициях. Новые сюжеты упорно внедряли в умы и сердца миллионов строителей коммунизма иные мелодии прекрасного.

Тематика и подход тоже известны. 120 предметов сплошного прославления, возвеличивания, умиления.

Скульптурные композиции «Мао Цзэдун с народом», «Да здравствует единство всего мира», «Воспитание нового поколения через сельский труд и учебу», «Крестьянский праздник», «Пропагандистский отряд» и даже помпезная ваза «Под руководством Ком.партии на борьбу с помещиками». Только вот пришедшие на выставку китайские студенты, они учатся в УлГУ, не смогли почему-то перевести на русский язык ни одного расхожего лозунга и призыва периода культурной революции (1966-1976 годов). Неужели идеологические догмы скоротечнее исторических постулатов?!

Особый жанр китайского соц. арта представляют фарфоровые картины-панно, ярко расписанные сюжетами всевозможных театральных постановок. Оперы и балеты любовно сочиняла супруга Мао. Революционные вирши «Красный фонарь», «Седая женщина», «Овладение горой Вэйхушань» предназначались миллионам зрителей. А тиражировались все эти фарфоровые произведения лучшими художниками завода Изиньдэчжень, который был основан как Императорский еще в 1004 году.

Частную коллекцию искусства Страны восходящего солнца, а именно из этих предметов составлена экспозиция выставки, нынешняя владелица Маргарита Баржанова собирала в течение тридцати лет. В ней, выражаясь языком профессионалов, около семи тысяч единиц хранения. И это, согласитесь, тоже поистине императорский размах!

Приоткрыта еще одна страница китайской культуры. Яркая, красивая, самобытная, устремленная на счастье всего человечества мистерия фарфора. В ней все до боли поучительно и откровенно цинично: пропаганда и агитация ни на минуту не оставляют человека в покое. И даже великое искусство становится способом порабощения.

И еще одно наблюдение. Сами творцы культурной революции, оказывается, отдавали предпочтение вещам традиционным, качественным, проверенным веками. Так, канцелярию Мао Цзэдуна украшали образцы «белого золота», расписанные классическим рисунком – веточкой сакуры или цветком древовидного пиона. Общественные функции предметов вожди оставляли народу.

Нина НИКИФОРАКИ