Немало «копий» сломано в России вокруг комплекса ЖКХ. Наша область не является исключением в постоянных спорах вокруг одной из самых проблемных отраслей. И сколь-нибудь однозначно эффективных решений до сих пор не найдено ни на местном, ни даже на федеральном уровнях. Кидаться идеями из крайности в крайность – вот, пожалуй, все, что остается в условиях стареющей и разрушающейся инфраструктуры.

В Ульяновске нашли очередное новое решение. Теперь оценка качества жилищно-коммунальных услуг в регионе должна проводиться при активном участии населения. Какие результаты это даст на практике (да и через какой такой «вечевой» механизм будет реализовываться), в сущности, до конца неясно. Очевидно одно – «демократизм» региональных властей не ограничивается гражданскими и общественными инициативами: власть это демонстрирует с завидным упорством. Теперь жители, которым уже дана возможность самим себя развлечь, самим благоустроить – очистить и украсить цветами – свой город, и много чего еще, будут вовсе допущены в «святая святых». Короче, разберитесь люди с тем, с чем сами разобраться не можем. Поделим ответственность, так сказать.

А ведь делать в самом деле что-то надо. Почти половина жителей области не удовлетворена качеством услуг и называет коммунальные проблемы в числе наиболее острых. Как же сделать, чтобы руководители предприятий жилищно-коммунального комплекса оперативно реагировали на обращения граждан, которые среди наиболее значимых вопросов по-прежнему называют платежи за жилищно-коммунальные услуги? Как разобраться с состоянием жилого фонда и инженерного оборудования? А неудовлетворительное состояние кровель, приводящее к наличию протечек в помещениях квартир, а необходимость ремонтных работ в подъездах и на лестничных клетках, а неухоженность дворов?..

Вот региональная власть и ставит задачу скорейшего реформирования отрасли. Причем особое внимание намеревается уделить выстраиванию эффективной системы взаимодействия с гражданами, предполагающей активное участие населения в функционировании ЖКХ, вплоть до общественного контроля качества его работы. С этой целью предлагается включить в число участников еженедельных объездов жилого фонда Ульяновска, кроме руководителей управляющих компаний, «старших по домам», институт которых собираются создать повсеместно. Кто именно станет платить этим неравнодушным общественникам, которые согласятся принести свои время и силы на алтарь нелегкой хозяйственной деятельности – вопрос открытый. А если кто-то будет платить, то чьи же интересы тогда призваны защищать «новые управдомы»? В противном случае, откуда они возьмутся «на общественных началах», если вдруг подразумевается «завербовать» их бесплатно: что ли из числа нерастративших энергию пенсионеров, или выдвиженцев по партийной линии?

То, что «управдом – лучший друг человека» нам давно разъяснило советское кино. Теперь, видимо, времена парадоксальным образом возвращаются…

София МОРЖОВА