На недавнем совете по национальным проектам и демографической политике руководство региона снова заявило о своей приверженности глобальным «инновационно-федеральным целям». И, поскольку речь на сей раз шла об очередном реформировании образования, вкупе с напоминанием о том, что Ульяновск – и столица авиационная, и ядерная, и логистическая, в рамках воплощения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» был презентован региональный проект «Новый учитель для новой школы».
Обновить скорее
Все вроде бы предельно логично – если школа обновляется, ей нужны новые кадры. Потому что основная роль в реформировании достанется, конечно же, самим педагогам. Только теперь, в отличие от реформ системы образца 60-х, 70-х или 80-х годов прошлого века, изменения должны происходить быстро. Потому что планы руководства региона поистине наполеоновские. «Вот построим мы предприятия, а кто будет на них работать?» – задается закономерным вопросом обеспокоенный губернатор, объясняя необходимость скорейшего создания «новой школы».
Так дело в качестве?!
На самом деле главный вызов, который бросает системе образования время – это, конечно, демография. Население области убывает, в муниципальных образованиях становится все меньше учащихся. Вот и с начала текущего года зафиксировано не только падение рождаемости, но и рост смертности – впервые за последние годы. Видимо все же активные действия по улучшению демографической ситуации, проводимые местными властями «сверху», не дают ожидаемых плодов. Поэтому и школ в сельской местности становится все меньше. Их закрывают – по официальной версии, «в связи с нижайшим качеством образования». Да и, несмотря на то, что 224 молодых педагога все-таки пришли работать в школу в 2009 году, не большой секрет, что кадров в глубинке все-таки не хватает.
Информатика «с пеленок»
Не спасают даже технические новации. В половине школ региона в начальных классах введен курс информатики (а не рано: может, сперва надо все-таки научить детей думать?), все школы вроде бы обеспечены выходом в Интернет, о котором чиновники от образования говорят чуть ли не с придыханием, словно только всемирная паутина является панацеей от всех отраслевых бед. Успешность школы меряется количеством компьютеров. Почему же не количеством указок, досок или мячей в школьном спортзале? Региональный министр образования упомянула даже о каком-то «внедрении нанотехнологий в образовательный процесс», что не могло не вызвать улыбку. Такое буквальное понимание применения современных технологий – не более чем следствие неглубокого проникновения в их суть самих чиновников.
Учитель «под демографию»
Конечно, в центре реформы (если она действительно нам так необходима сегодня) должен быть педагог. В рамках проекта «Новый учитель для новой школы» предлагается вывести такого специалиста «современной формации». И за потоком мудреных слов, произнесенных на языке методики (из серии – «новый учитель должен учить каждого ученика, а не класс», в «формате диалога»), которые мы слышали на протяжении буквально всех без исключения школьных реформ, скрывается, как оказалось, в, общем-то, довольно простая вещь. Оказывается, «новый учитель» просто должен быть «универсалом», то есть владеть иностранным языком, информационными технологиями и прочими навыками за пределами профильного предмета. Не удивлюсь, если кому-то желательно, чтобы этот «супергерой» оказался еще и «поэтом, и художником, и музыкантом». Потому что в небольших, малоукомплектованных школах, особенно в сельской местности, такой специалист сможет преподавать практически все, что угодно. «Специалист, незаменимый в современной демографической ситуации», – откровенно заметил докладчик из регионального минобразования.
Замахнулись на округ!
Вот для выращивания такого педагога и задумано создать образовательное учреждение нового типа – на совете докладчик из минобразования даже несколько раз назвал его «вузом». Условное название – «Базовый центр подготовки педагогических кадров ПФО». Он подразумевает непрерывное многостороннее повышение квалификации любого педагога Приволжского округа на базе интегрированных в единое целое образовательных учреждений региона, ориентированных на подготовку учителей: педуниверситета, а также средних специальных заведений – музыкально-педагогического училища, сенгилеевского педколледжа, физкультурно-педагогического училища и т.п. По задумке новый Центр позволит людям со средним педагогическим образованием пройти все стадии обучения – бакалавриат, магистратуру – вплоть до аспирантуры и докторантуры. Центр станет, ни больше – ни меньше, и экспериментальной площадкой, и базой для мониторинга системы образования, и даже оплотом международных связей в своей сфере. Короче, очередное чудо глобализации по-ульяновски. Просто гигантомания какая-то, как у китайцев.
Ау, реформы…
– Я преподаю уже 56-й сезон, – говорит заслуженный учитель школы России Юрий Иванович Латышев. – На своем веку видел много реформ, только вот: ау, где они? Мы говорим о создании «новой школы», но, прежде всего, есть ли соответствующие этой задаче учебники? Учительство вообще консервативная профессия, и – слава Богу! Поэтому, если реформа прижилась – это хорошо, а не прижилась – значит, и не нужна была. К сожалению, очевидно одно: учительство XXI века ниже по уровню, чем в середине века XX-го. Поэтому нам действительно необходим учитель новой волны. Ключевой вопрос в другом. Вспоминаю фразу кого-то из великих: страна, которая посылает лучших сынов своего Отечества учительствовать, будет процветать. Однако, сегодня это не так! Лучшие могут пойти учиться педагогике, но они потом не приходят в школы. В 80-х со мной, как с учителем, здоровался весь район. А сегодня учитель – профессия ущербная. Повысить престиж профессии – первая задача, которую необходимо решить, если мы хотим получить школу «новую» не только по названию. Если педагог останется «урокодателем», школа будет прежней. Если же он будет интересен как личность, дети сами потянутся учить его предмет. И еще – не надо забывать опыт советской школы, в нем много применимого сегодня, не надо разрушать фундамент, заложенный предшествующими поколениями!»
Александр РУСИНОВ