Автор: Елена ТАРУБАРОВА
Начало нового года обозначено в нашей стране стартом нацпроекта – «Наша новая школа». Региональное руководство со всей оперативностью отреагировало на призывы главы государства заняться реализацией этой социальной программы.
Тезисы программы Дмитрий Медведев представил в своём ежегодном обращении к нации. Во второй половине января были оглашены основные направления проекта: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых людей, развитие учительского потенциала, изменение инфраструктуры школьной сети и охранение и укрепление здоровья школьника.
Фактически новошкольный проект видится как бы подпроектом тех масштабных и глобальных, которые реализуются вот уже несколько лет: по образованию, здравоохранению, доступному жилью и сельскому хозяйству. Разве каждый из них уже не работает на благо и сохранение человеческой жизни? И на благо и сохранение жизни одной из самых важных категорий людей — детской? Хотя бы в теории? Ан нет, школа, как выясняется, заслуживает особого внимания. Количество школьников в РФ уменьшилось по сравнению с 1998 годом на семь с лишним миллионов человек (сегодня их 13,36 млн). Напрашивается вывод, что оставшихся сохранить просто необходимо. Хотя про «охрану и укрепление здоровья школьника», как не трудно заметить, говорят в последнюю очередь. В основном же федералы недовольны уровнем образования в отечественных учебных заведениях.
В связи с преданием проекта широкой огласке произошло возвращение к теме оптимизации сельских школ. О том, как с данной проблемой работают в нашем регионе, мы писали в прошлом номере «ДЗ». На федеральном уровне, надо признать, она выглядит гораздо приличнее, чем на региональном. В высших кругах речь идёт вовсе не об экономии денег, а только лишь о повышении качества образования. В том числе и в сельских школах. А для этого, заявляют руководители, нужно вместо плохо оснащённых малокомплектных сельских школ организовать прекрасно оснащённые образовательные центры. И там учить подрастающих жителей глубинки. Глубоко и основательно.
Глубокое и основательное воспитание-образование подразумевает применение новых стандартов обучения. На данный момент они разработаны только для начальной школы и будут там внедряться либо с сентября теку-щего, либо с сентября следующего года. В дальнейшем будут разработаны и для средней и для старшей школы.
Новые стандарты нацеливают школьные коллективы на самостоятельную работу. Школа получает больше свобод. Самую суть новых стандартов мы и наши дети видимо ощутим лишь после их внедрения. Но уже сейчас ясно, что ответственность, возлагаемая на педагога, возрастает. Насколько серьёзно, стало ясно после анализа экспериментальной аттестации учителей нового формата. О возможности массовых увольнений, правда, не сообщалось, но о серьёзных проблемах в соответствии желаемого действительному — да.
Судя по нашему региону, новые требования будут предъявляться не только к учителям. До повышенных стандартов, судя по всему, планируется дотянуть и ученика непосредственно. Нет, не отличника из него сделать, и даже не андроида с РС вместо мозга, способного спросонок назвать цвет костюмов всех героев любого литературного произведения. Задача стоит куда более глобальная. Из ребёнка буквально со школьной скамьи будут делать глубокого специалиста. Димитровградский детский ядерный центр будет поставлять стране специалистов-атомщиков чуть ли не прямиком со школьной скамьи. Ладно, хоть не с горшка. А вот дети, занимающиеся в ульяновском центре научно-технического творчества «Симбирские крылья», видимо, все как один реализуются в сфере авиапрома. Не полетят, так сконструируют. Не сконструируют — так гайку приклепают. Главное, что душа, воспитанная на примере чуткого и вдумчивого педагога в небо рваться будет. А для этого нужно специального педагога в школу привести.
В числе прочих грандиозных планов милицейский колледж – заведение, обустроенное в союзе с железнодорожниками и МЧС. Ну это так, для начала. В дальнейшем, может, и ещё какие идеи появятся. В ходе реализации нацпроекта.