■ В апреле 1843 года в уездной Сызрани, в питейном доме по Песчаной улице, который содержал мещанин Василий Ярыгин, начал раздаваться «по временам» ощутительный стук. После сами собою раскатывались поленья, предназначенные для растопки печки, падали щётки, лавки и стоявшая на столах посуда.
■ Похожая история приключилась в питейном доме купцов Матвея и Михаила Крыловых, что на Большой Саратовской улице в Симбирске, в июне 1866 года (ныне дом №54 по улице Гончарова). Там тоже шалили не то черти, не то домовой, ронявший предметы, колотивший посуду, выливавший водку из бутылок «в лохань с помоями».
■ С проделками домового связывала городская молва и странный пожар, случившийся под утро 26 сентября 1880 года на Базарной площади Симбирска, когда пламя полыхнуло в пустой и запертой снаружи на амбарный замок лавочке крестьянина Жаркова. «Пожар вскоре был прекращен, убытку причинено на 3 рубля. О причине пожара производится дознание». Полиция свела причину пожара к кошке, будто уронившей коробок легковоспламеняющихся фосфорных спичек. Но сам хозяин лавки уверял, что «кошки в лавке своей отнюдь не держал, и отчего вышел пожар – не знает»!..
■ Нередко недобросовестные люди сваливали на домовых и свои грешки. Как правило, этим славились кучера, которые не стеснялись говорить о том, что лошадей на ночь брал якобы домовой. И несколько вёдер казённого овса съел тот же самый суседушка. Да и другие проделки люди часто сваливали на домовых.
Например, в июне 1924 года в Ульяновске на улице Сызранской (ныне 12 Сентября) некто гражданин Потехин вызвал милицию из-за того, что его беспокоили странные шумы на чердаке.
Считается, что в этом доме в 19 веке обитал один из самых проказливых домовых
Он не мог несколько ночей уснуть из-за грохота и возни и попросил найти, поймать и обезвредить домового. Наконец, вызванная милиция изловила шустрого «домовёнка» – 14-летнюю барышню, нанятую хозяйкой дома, чтобы через страх и трепет выжить не нравившегося ей жильца!
Ермил ЗАДОРИН