Как представитель губернии за свои взгляды подвергся гонениям и в тюрьме сидел В очередной раз в нынешнем году нам приходится наблюдать представление под названием «выборы». Кандидаты обещают блага избирателям, власти гарантируют честный исход борьбы, а мы верим, как будто в первый раз. История же, как замечено, имеет привычку повторяться. А люди, хоть и за век, меняются мало. Тем более те, кто имеет доступ к власти. О том, как сто лет назад в России свободу провозгласили, а потом за призывы к ней преследовали и как депутат – защитник прав угнетенных – сам капиталистом стал, нам рассказал научный сотрудник Музея-мемориала Ленина Владимир Радаев.
Имя Николая Метальникова, сейчас в нашем крае малоизвестное, в начале XX века в Симбирской губернии ассоциировалось с громкими политическими баталиями и радикальными взглядами. На политическую сцену потомственный дворянин вышел в 1904 году, когда в губернскую земскую управу по уездам выбирали гласных представителей, если говорить по-нынешнему, то депутатов областного уровня. Став одним из кандидатов, Метальников затем был выбран в земство.
Проявил свой норов он уже на первом собрании гласных. Оно состоялось сразу после нового года – 4 января 1905-го. Депутаты приняли присягу и выслушали недавно назначенного губернатора князя Льва Яшвиля. Затем стали обсуждать поздравительный адрес, который нужно было послать императору Николаю II в связи с рождением у него наследника – сына Алексея. Предводитель симбирского дворянства Владимир Поливанов предложил поздравление дополнить благодарностью царю за обещания реформ в государстве. Тутто Николай Метальников и высказался. Он предложил, чтобы поздравление содержало не слова благодарности, а конкретные пункты о необходимости расширения прав земств и проведения ряда реформ.
С не предусмотренной регламентом неожиданности началось противостояние в земстве консервативных и либеральных депутатов. Поливанов с большинством гласных поправки отвергли. Либералы и присутствовавшие в зале зрители возмутились. За излишнюю активность пришедших посмотреть на депутатов симбирян постановили из зала удалить. В ответ либеральные депутаты потребовали, чтобы их предложения внесли в протокол заседания. В развернувшихся прениях о задачах земства Николай Метальников настаивал на том, что необходимо всем желающим дать возможность высказаться о том, как ситуацию в стране улучшить, а не уходить от острых вопросов.
Своим поведением гласный завоевал популярность среди общественности. Дальнейшая его работа эту популярность только повысила. Молодой – 35 лет – депутат защищал крестьян, захватывавших луга помещиков изза малоземелья, предлагал ввести в стране всеобщее бесплатное начальное образование, дать хозяйственную свободу мужику, отменить ограничения работы земств со стороны центральных властей. Слава радикала не позволила Николаю Метальникову донести свои идеи до столицы – на всероссийский съезд земских деятелей в Петербурге коллеги отправить его не рискнули.
Конец 1905 года ознаменовался в губернии народной активностью – начались не только крупные аграрные выступления, но и забастовки рабочих. После провозглашения императором гражданских свобод в Симбирске начали легально работать отделения партий.
Год 1906 в работе земства, как и прежний, начался с составления благодарственного адреса императору – уже за дарованные гражданские свободы и решение собрать Государственную Думу, первый российский парламент.
Метальников и тут не удержался – напомнил, что, несмотря на объявленные свободы, в губернии за участие в работе Крестьянского союза арестовали нескольких человек. Дальше больше. На следующем заседании неугомонный либерал выступил с программной речью, в которой призвал коллег активнее работать с населением и противодействовать попыткам возродить бесконтрольную власть администрации.
Яркие выступления сделали Метальникова известным, симбирские землевладельцы выдвинули его в кандидаты в Госдуму, и выборный процесс Николаю Ивановичу удалось успешно преодолеть. Правда, выполнять наказы симбирских избирателей долго депутату не пришлось. Весной 1906 года он с коллегами отправился в Санкт-Петербург для работы в Думе, а уже в июле Николай II депутатов распустил. Причиной роспуска стала идея депутатского корпуса в решении земельного вопроса обратиться напрямую за поддержкой народа.
Распущенные либеральные депутаты сдаваться не спешили. Решено было выпустить обращение к гражданам России с призывом выходить на акции протеста. Метальников сотоварищи отправились в Выборг, где подписали манифест с призывом к пассивному сопротивлению власти. Населению предлагали отказываться от службы в армии, не платить налоги и изымать вклады из банков. В ответ Метальникова и двоих его товарищей исключили из дворянского собрания. Также за ним был установлен полицейский надзор, а осенью 1906 года бывшего депутата осудили за Выборгский манифест и отправили на три месяца в тюрьму. Гонения, правда, популярности либералу только прибавили. В конце 1906 года в Ардатове его избрали почетным мировым судьей. Пришлось прокурору слать в Симбирск предписание об исключении Метальникова из числа судей и лишении его избирательных прав.
К сожалению, яркой политической карьере нашего земляка не суждено было продолжиться. Разочаровавшись в своих идеалах, он занялся торговлей и промышленностью и даже сошелся со своим бывшим оппонентом по земству – консерватором Александром Протопоповым. К началу первой мировой войны наш бывший радикал стал одним из руководящих менеджеров корпорации «Продамет», крупнейшего металлургического объединения в империи. В войну с помощью связей, в том числе и с Протопоповым, Метальникову удается получить несколько крупных госзаказов для нужд фронта. Одновременно «Продамет», благодаря усилиям симбирского предпринимателя, становится фактически монополистом в стране по производству металлических изделий и военной продукции. Капиталистические успехи Николая Метальникова оценили на родине – в 1916 году он был возвращен в дворянское собрание. Согласился сотрудничать с правительством и отказался от оппозиционной деятельности – так объяснялось это решение. Впрочем, перемена взглядов Николая Метальникова пришлась не ко времени – в октябре 1917 года грянула революция, в которой жизнь его, по-видимому, оборвалась. По крайней мере, пока историкам о судьбе крупного предпринимателя и промышленника Николая Метальникова после 1917 года ничего не известно.
Лидия ПЕХТЕРЕВА