Есть у меня сосед Сережа. Как говорит его бабушка, «мальчик подвижный, любознательный и очень раннего развития». Все эти замечательные качества подростка реализуются в отсутствие бабушки с печальными для соседей последствиями: то окурок мальчик на придверном коврике забудет потушить, то друзья его что-нибудь выразительное на дверях выполнят в стиле граффити… Понятно, что иногда Сережа бывает бит его папой-вахтовиком.

Недавно из-за такого метода воспитания мне пришлось давать показания под протокол.

Судный сын

Допрашивали меня на предмет наблюдений за соседской жизнью. Часто ли папаша прикладывается ремешком к сыновнему заду, какими словами при этом его ласкает?

Выросший в суровых условиях деревенской жизни, я честно сказал, что практику Сережиного папы одобряю и сожалею, что Петр Иванович надолго отлучается из дома.

И вот, пришлось об этом пожалеть. Петра Ивановича, оказывается, привлекают к суду за нарушение прав ребенка, и мои свидетельские показания могут принести соседу большие неприятности.

Дело завели, потому что «ребенок» сам пожаловался на трудное детство и сдал папашу, когда был пойман милицейским патрулем с пивом у киоска.

Пошел я к юристам спасать своего соседа от «Павлика Морозова». Юристы объяснили, что это еще цветочки. Ягодки будут, когда наша область опять рванет в пионеры и первой в стране внедрит практику ювенальных судов. Ударная волна ювенальной революции по области уже прокатилась. Ссылаясь на выступление президента страны Дмитрия Медведева в защиту детей от преступных посягательств взрослых, активисты вовсю пишут протоколы. Суды проводят тренинги и показательные процессы.

И что же в этом плохого?

Плохо то, что под меч правосудия попадает, как в случае с моим соседом, не родитель-садист, а вполне нормальный мужик-работяга и семьянин, добывающий хлеб для своих детей в таймырской тундре. Такая же участь грозит и строгому учителю, если он не понравится Сереже и его пивным друзьям. В нашем регионе, как известно, любой почин выходит боком. Потому что реализуются хорошие идеи без оглядки на опыт, с единственной целью: отрапортовать первыми.

Надо отметить, что ювенальная юстиция повсеместно встречена без одобрения. Мы в этом отношении от России не отстали. Первыми забили тревогу представители духовенства. В январе этого года они обратились с Открытым обращением православных христиан и мусульман города Ульяновска и Ульяновской области к губернатору, правительству Ульяновской области, председателю комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Законодательного Собрания, председателю Общественной палаты области. «Мы, граждане России, категорически не согласны с введением в нашей стране и нашей области ювенальной юстиции западного образца, которая приведет к безнаказанности молодежной преступности и создаст ряд угроз для государства и общества. Мы протестуем против того, чтобы кто-то имел право предписывать нашим семьям, как и в соответствии с какими нормами воспитывать детей.

Считаем, что создавать «систему защиты прав детей», основанную на доносительстве, изъятии детей у родителей, на моральных нормах, чуждых культуре и традиции России, – недопустимо. Просим вас обеспечить защиту наших конституционных прав и прав наших семей», – говорится в обращении.

Общественная палата поддержала пастырей, но процесс ювенализации продолжается, ведь главное, как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, «начать», потом процесс не остановить.

Души прекрасные порывы

В качестве альтернативы ювенальным методам борьбы за физическую, нравственную и духовную чистоту подрастающего поколения на законодательном уровне внедряется преподавание в школах Основ православной культуры. В Ульяновской области этот курс был рекомендован школам с 1 сентября 2007 года. Сосед мой Сережа, который решил посадить в тюрьму отца за нарушение своих прав ребенка, говорит об этом курсе так: – Чо там Марь Ивановна втирает про бога?

Закурил – бог накажет, пива выпил – опять по башке. Задолбали!

С 1 апреля в 19-ти российских регионах появится новый предмет «Основы религиозных культур и светская этика». Родители должны определиться, какой именно модуль из шести возможных они хотят изучать: основы православной, мусульманской, иудейской или буддийской культур, основы мировых религий или светскую этику. На раздумья остаются считанные дни. Причем выбор приходится делать едва ли не вслепую: учебников ни родители, ни педагоги еще не видели. Пособия написаны, отредактированы и к марту будут напечатаны, но записать ребенка на выбранный курс необходимо уже сейчас. Данный вариант – компромисс, поскольку курс мировых религиозных культур в шесть предлагаемых модулей все-таки включен. Скорее всего, обучением Сережи религиозным культурам и светской этике будет заниматься та же Марь Ивановна. Следовательно, на физическую, нравственную и духовную чистоту мальчика новый предмет особенно не повлияет. Но это еще не главная беда. Духовные деятели опасаются худшего: школьное воспитание в атмосфере религиозного разделения в условиях многонационального региона не будет давать детям ощущения себя частицами единого народа. К социальному расслоению молодежи по признакам «бедный – богатый» добавится еще один фильтр – «православный – правоверный».

Фемида из 5 «Б» класса

А в школах уже обсуждается новая инициатива борьбы за Сережкин моральный облик строителя собственного счастья и его правовую лояльность.

Фильм «Чучело» и пионерское прошлое вдохновили педагогов и юристов города Кингисеппа Ленинградской области на организацию детского суда присяжных. Здесь все – как у взрослых: прокурор, судья, адвокат, секретарь суда, присяжные заседатели. Дети судят детей, выносят суровые приговоры по канонам УПК. На очереди – создание внутришкольной системы исполнения наказания. А там, глядишь, и 58-я статья в УК вернется «по просьбе трудящихся». В Кингисеппе достойную смену прокурору Вышинскому готовят.

Ульяновцы приглядываются к передовому опыту.

У сторонников экспериментов на Сережкином детстве – один аргумент: надо что-то делать! Надо.

Но когда делают именно ЧТО-ТО, получается КОЕ-ЧТО. Исполнять благое намерение церкви посеять духовность в детских душах взялись явочным порядком. Нет людей, подготовленных для такой тонкой миссии, дело поручено Марь Ивановне.

Результат – отвержение ребенком представленного ему примитивным учителем бога-карателя.

Нужна ювенальная система?Извольте – вот вам донос на отца, дело и скорый суд, что с Основами православной культуры никак не вяжется. Опыт кингисеппских школьных судов тоже с заповедью «не судите, да не судимы будете» в полном противоречии.

Калечат души детей такие эксперименты. Их насаждение в школах – насилие, по последствиям куда более губительное для личности, чем ремень Сережкиного отца. Что из этого получается, показано в сериале «Школа».

Владимир ФИЛИМОНОВ