Автор: Наталья ХОРОШИХ

Зелёные насаждения дарят нам свежий воздух и красоту, а что взамен отдаём им мы, люди? Мусор, оставленный после пикников, костёр, незатушенный после шашлыков, раны, нанесённые коре ради развлечения…

А между тем деревья – такой же живой организм. Он тоже болеет, причём даже теми же заболеваниями, что и мы! Например, у деревьев из‑за плохой экологии можно обнаружить раковые опухоли. Вот только, в отличие от нас с вами, дубы, берёзы и сосны не могут сходить к врачу, чтобы он назначил им лечение.

Есть, конечно, лесопатологи – специалисты, выявляющие заболевания деревьев, но ведь все леса им просто не пройти. А люди, которые с радостью выходят на природу поразвлечься, забывают, что они здесь всего лишь гости. За порядком следить просто некому – лесников сократили.

– Раньше во всех районах Ульяновской области были лесхозы, – комментирует Николай Казаков, лесопатолог филиала ФГУ «Рослесозащита» – «ЦЗЛ Ульяновской области». – Сейчас их ликвидировали, создаются лишь отделы министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Специалистов осталось мало, лесников нет вообще. Да к тому же сейчас все предприятия перешли в собственность местного бюджета, а если уж у государства средств на это не хватало, то откуда они возьмутся у Ульяновска?

Лесные вредители тоже не дремлют. Почти все дубравы повреждены дубовой листовёрткой. Есть огромная вероятность того, что уже через несколько лет в Ульяновске не останется ни одного дуба. В этом году я побывал в шести парках нашего города: Винновской роще, бульваре 50-летия ВЛКСМ, парке имени Матросова, парке 40-летия ВЛКСМ, парке имени Ушакова, парке 60-летия Победы. Все они находятся в ужасном состоянии.

Экологи уже давно трубят о том, что необходимо регулировать рекреационные нагрузки – слишком много посетителей у леса. Однако этим до сих пор никто не занимается.

Деревья требуют хотя бы элементарного ухода, но люди не могут дать им даже этого. Стволы спиливают, а деревья не обрабатывают после подрезки, сухостой не убирают. Из-за этого под кору проникают инфекции, и лес попросту чахнет.

Парк Дружбы народов, Чёрное озеро, сквер Северный Венец – ситуация здесь просто катастрофическая. В некоторых местах просто непроходимая чаща, а в других, напротив, из‑за вырубки деревьев остаются беззащитными неморозостойкие породы.

Сейчас весь лес Ульяновска безнадёжно болен. Когда выходишь на природу, уже не слышно пения птиц. Пичужки погибают из‑за воздействия химикатов, которыми обрабатывают зелёные насаждения от лесных вредителей. А ведь уже давно есть альтернативные биопрепараты, препятствующие размножению вредителей. Их эффект нисколько не ниже, чем у химических реагентов. Вот только зачем кому‑то лишние проблемы, если делать, как раньше, гораздо проще?

А соль, которой посыпают улицы? Если уж она разъедает обувные подошвы, то вы только представьте, что происходит с хрупкой корневой системой деревьев. Но с гололёдом можно бороться и другими способами! К примеру, посыпать улицы речным песком. Затраты те же, вот только опять ни у кого нет желания что‑то менять.

Так проще, так удобнее, так привычнее. Но мало кто из нас задумывается, что лес уже через десятилетие может умереть из‑за людской халатности. А выживем ли без него мы с вами?