Автор: Наталья ХОРОШИХ

Валентина Геннадьевна Модина на протяжении тридцати лет играла разные роли в Ульяновском театре кукол. Ее персонажи помогли ей не только раскрыться на сцене, но и изменить себя в лучшую сторону. Наверное, это странно звучит, но игрушечные герои помогают стать и артистам, и зрителям человечнее.

– Артист театра кукол должен быть специалистом во многих областях, – считает Валентина Модина. – Наши руки и наш голос очень важны. Куклы – это вся моя жизнь. Я состоялась в театре не только как актриса, но и как человек.

Мой первый спектакль – «Иванушкина дудочка». В нём я работала в живом плане в роли балаганщика. Мои учителя – Валентина Ивановна Амёхина и Людмила Петровна Каргина – стали меня обучать свободно двигаться на сцене, отбрасывать комплексы, правильно работать с текстом.

Когда я выходила к зрителю, то задавала себе ряд вопросов. Зачем я вышла на сцену? Какова моя задача? Каким путём я буду добиваться того, чего хочу достичь, или того, чего хочет мой герой?

Первые впечатления от сцены отрывочны: софиты, свет, детские чубчики и косички… Это было так удивительно! А потом я собралась, меня закрутило в этом театральном вихре – и понеслось. Зрительный зал дал мне почувствовать, что я действительно могу работать в театре.

Второй раз я уже не чувствовала такого волнения, в третий была целиком вовлечена в действие, а уже дальше просто полетела!

Вторым этапом освоения театральной деятельности для меня была кукла. Первая сказка, в которой я выступила в роли кукловода, – это «Царевна-лягушка». Мне досталась тростевая кукла генеральской дочери. Режиссёром-постановщиком был Михаил Иванович Шумилин. Благодаря ему я прошла большую школу в освоении куклы. Михаил Иванович очень терпеливо со мной работал.

Я сама выбрала голос для персонажа. Мне показалось, что это должен быть собирательный образ недоучки со своеобразным визгливым голосом. Генеральская дочка постоянно подпрыгивала, дёргалась и гримасничала.

Этот спектакль стал моей победой и не столько на сцене, сколько над собой. Я поняла, что, несмотря на свой маленький рост, могу работать кукловодом. Моя главная задача на сцене – вести свой персонаж до конца. Поначалу приходилось нелегко: надо было подбирать обувь на каблуке, следить за уровнем, на котором находится кукла, но вскоре я привыкла, и выходить на сцену для меня стало самой большой радостью.

Ещё одно яркое впечатление – постановка взрослого спектакля в нашем театре. Между актёрами встал вопрос: кого же поставят на три главные роли? И так вышло, что в числе счастливиц оказались я и моя однокурсница.

Цензура в те времена была очень суровая. Наш спектакль пропустили только с четвёртого раза. И вот когда наступил этот долгожданный день, у меня стали расти зубы мудрости. Я пришла на работу с огромными флюсами. Меня сразу же отправили к стоматологу, но он сказал, что может удалить, обезболить, но мой внешний вид изменить ему никак не удастся.

Я была в ужасе и не хотела выходить на сцену. А режиссёр мне подсказал, что внешний вид может всегда сыграть на образ. И вот я решила, что моя героиня и вправду сможет быть такой. Пусть у неё бойкий характер, но это же не говорит о том, что у неё не может быть флюса.

И я так увлеклась ролью, что забыла о своём недуге. Было очень приятно, когда из зала вышел симпатичный молодой человек и вручил мне букет роз. Он очень смеялся, глядя на меня. Видимо, он понял, что у меня не всё в порядке со здоровьем, но его просто поразило, как этот недостаток можно было обратить в достоинство.

Театр – это очень большой труд. Любая фальшь видна со сцены. Зритель это хорошо чувствует, даже если ты спрятан за ширмой. Если актёр не понимает, зачем пришёл на сцену, – он не сможет выразить своего героя, а зал не будет его слушать и слышать.

Наш режиссёр Людмила Михайловна всегда говорит нам, что если мы пришли на эту священную сцену, то должны быть в форме, знать своё место и подходить к работе с серьёзностью.

Актёры драматических театров часто говорят нам, что мы их младшие братья. А я думаю, наоборот: мы как раз старшие братья, потому что готовим маленького зрителя для взрослого театра.

Каждую роль я пропускаю через себя. Всех своих героев очень люблю. Иногда даже сама кукла подсказывает, что нужно сделать, чтобы она стала более выразительной.

Лучшим моим критиком всегда была дочь Мария. Порой она подсказывала мне такие простые решения, что даже становилось странно, как я сама до этого не додумалась.

А вообще куклы многое меняют в нашей жизни. Персонажи делают взрослых людей чуть наивнее, чуть добрее, чуть живее. И это помогает нам увереннее идти по жизни.