До сих пор не названа причина взрыва, произошедшего на ульяновском «Арсенале» 13 ноября 2009 года. Однако специалисты сходятся во мнении, что «виновником» ЧП стало не только несоблюдение правил техники безопасности при производстве работ, но и несоблюдение требований промышленной безопасности. А ведь «Арсенал» – далеко не единственное потенциально опасное предприятие в Ульяновской области. Грозят ли нам новые техногенные катастрофы и какова готовность к их ликвидации – выясняла «МГ».

Опасный аммиак

– Начнем с того, что задача нашего ведомства – работать на предупреждение таких ситуаций, – говорит Михаил Геннадьевич Николаев, начальник Управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Ульяновской области. – Поэтому на каждом предприятии, в каждом муниципальном образовании разрабатываются планы по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, где указывается наиболее опасный сценарий их развития и полностью расписывается последовательность действий всех сил взаимодействия.

Сейчас на территории области расположено 85 потенциально опасных объектов, аварии на которых создают угрозу жизни и здоровью и рабочих предприятия, и жителей близлежащих районов. Сырьевые склады химикатов на заводах машиностроения, очистные сооружения, где хранятся запасы хлора, предприятия лёгкой промышленности, где используются аммиачно-холодильные установки, и иже с ними при неудачном стечении обстоятельств легко могут стать эпицентром очередной техногенной катастрофы. Причиной бедствия может стать даже обычный молокозавод, если произойдёт утечка аммиака (обычно на предприятии содержится порядка 5-6 тонн), используемого в холодильных установках. Смесь аммиака с воздухом может быть взрывоопасна. При меньших концентрациях аммиак сильно раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, а также вызывает головную боль и тошноту. При высоких концентрациях аммиак смертельно ядовит для человека.

Экономят на безопасности

– Если дело доходит до чрезвычайной ситуации, значит, где-то мы прокололись, – говорят в МЧС.

Однако далеко не всё зависит от МЧС. Вопрос соблюдения или несоблюдения техники безопасности во многом остаётся на совести собственника предприятия. Ведь содержать в штате специальные аварийно-спасательные формирования, обеспечивать их средствами индивидуальной защиты и следить за исправностью локальной системы оповещения людей должны именно владельцы заводов, предприятий и фирм. Естественно, всё это требует затрат, и немалых. И если позиция собственника – извлечь прибыль любой ценой, о последствиях говорить не приходится. В Ульяновской области таких немало.

Достаточно сказать, что на 35% предприятий области локальные системы оповещения находятся в неисправном состоянии, а это значит, что люди не смогут вовремя узнать о грозящей опасности, которая вполне реальна. Ведь до сих пор многие предприятия области работают на изношенном и морально устаревшем оборудовании, из-за которого аварийность возрастает многократно.

– Сейчас физический износ оборудования составляет более 80%, – говорит Михаил Парамонов, начальник Отдела по надзору за промышленной безопасностью Ростехнадзора Ульяновской области Средне-Поволжского управления Ростехнадзора. – Однако сказать, что дела обстоят совсем плохо, нельзя, потому что крупных аварий у нас нет. Но мы уже можем прогнозировать возможность таких ЧП, потому что модернизация, замена оборудования идёт крайне низкими темпами.

Ещё одной причиной возможных аварий становится нарушение требований промышленной безопасности. Только в 2009 году за такие нарушения ульяновским Ростехнадзором были привлечены к ответственности порядка 290 организаций.

– Правила, которые написаны кровью и соблюдение которых сводит вероятность аварий практически к нулю, нарушает каждый второй, – продолжает Михаил Парамонов.

Чаще всего собственники оправдываются нехваткой денег, экономя на самом главном – безопасности собственных рабочих и общества в целом. Естественно, нарушителей привлекают к ответственности – суммы штрафов для юридических лиц доходят до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – до 5 тысяч. Однако, чтобы привести всё в порядок, требуются куда большие суммы – с шестью нулями, и недобросовестные собственники бесстыдно экономят на безопасности, пользуясь тем, что проверять их теперь могут не чаще, чем раз в три года. К счастью, есть примеры и другого – ответственного отношения, например, в ОАО «РЖД» или на УАЗе. Но пока их меньшинство.