Управленец и собственник. Есть контакт?

УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА»

1. Владимир Николаевич ЕГОРОВ, председатель комитета ЖКХ и энергетики мэрии города Ульяновска.

2. Татьяна Владимировна KAPTУ30BA, главный государственный жилищный инспектор по Ульяновской области.

3. Елена Сергеевна ШМАУКОВА, Председатель Городского комитета по урегулированию цен и тарифов.

4. Евгений Вадимович МОРЕВ, директор компании «Энерголайн».

5. Юрий Васильевич ЗАЙЦЕВ, заместитель директора по экономике УМУП «Городской теплосервис».

6. Василий Иванович ЖУКОВ, генеральный директор «ДК Заволжского района».

7. Александр Васильевич ЗАХАРОВ, генеральный директор «ДК Засвияжского района №1».

8. Виктор Алексеевич САКУН, директор филиала «Регионального информационного центра» (г. Ульяновск).

9. Николай Алексеевич ГУРЬЯНОВ, генеральный директор «ДК Железнодорожного района».

Реформа ЖКХ, стартовавшая пять лет назад, подразумевала революционные перемены – переход коммунальной отрасли на рыночные рельсы, привлечение частного бизнеса в отрасль, развитие конкуренции. Но залогом успеха нового и большого дела должно было стать пробуждение в каждом из нас чувства собственника, а значит – ответственности за дом, в котором мы живем.

2010 год в историю реформирования российского ЖКХ войдет как время подведения промежуточных итогов. Что получилось? Какие проблемы вышли на первый план? На чем необходимо сконцентрировать внимание и силы? Чтобы обсудить эти вопросы, за круглым столом «КП» собрались ведущие специалисты коммунальной отрасли города – представители власти и бизнеса.

В основе отношений договор

Владимир Егоров, председатель Комитета ЖКХ мэрии:

– Реформа началась в 2005 году, и в течение пяти лет мы уходим от централизованного управления жилищно-коммунальным комплексом. На сегодняшний день на рынке ЖКХ работают 32 управляющие компании.

Сложилась ли конкуренция? Да, мы в комитете ЖкХ это ощущаем. По крайней мере – конкуренция за право работать на более привлекательном в коммерческом плане жилом фонде. Последние год-полтора мы наблюдаем миграцию домов от одной управляющей компании к другой.

Горожане, на мой взгляд, начинают осознавать необходимость управления собственным жильем. Мы должны расшевелить собственника, подвигнуть его к тому, чтобы он почувствовал себя хозяином, заказчиком услуг. Конструктивными отношениями между управляющими компаниями и собственниками могут быть только договорные отношения. Если человек нанимает подрядную организацию для ремонта квартиры, то он четко следит за выполнением договора. Тут то же самое, только в объеме всего дома. В договоре управляющая компания должна в соответствии с требованиями федерального законодательства четко прописать, какие работы она обязана выполнять в местах общего пользования. Сметный расчет на оказание услуг необходимо выносить на обсуждение с собственниками и объяснять им всю структуру расходов. И, конечно, управляющая компания должна регулярно отчитываться перед собственниками. Если отношения выстраивать по этой схеме, то у людей появится осознание, что они главные участники в процессе управления своим жильем. А это очень важно.

Без регулирования и при убытках

Василий Жуков, генеральный директор ОАО «ДК Заволжского района»:

Основная проблема – жители не хотят идти на контакт со своей управляющей компанией. Большинство жилых домов, находящихся в нашем управлении, были построены в 50-60-ые годы прошлого века. В них никогда не было капремонта. Средств, собираемых с населения, едва хватает на «латание дыр» в таких домах.

По закону, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В конце прошлого года мы предложили на утверждение собственникам варианты размера платы за содержание и ремонт общего имущества. Ни по одному многоквартирному дому собственники не приняли решение об утверждении так называемого «сметного варианта». В судах разбираются иски по начислению жителям платы за услуги по утилизации отходов. И принимаются решения о незаконности таких начислений. В основе – вывод, что указанная услуга входит в состав строки «содержание и ремонт общего имущества». Однако в указанную строку входит только сбор и вывоз ТБО, но никак не утилизация (отдельная коммунальная услуга по Федеральному закону №210-ФЗ). Никто не обращает внимания на тот факт, что все свалки (полигоны для захоронения, утилизации отходов) переданы муниципальными властями в частные руки. А стоимость услуги по утилизации отходов возросла за последние два-три года в несколько сотен раз. Утилизировать мусор надо, а деньги собирать с населения нельзя.

При отсутствии четкого правового регулирования сферу ЖКХ трудно сделать безубыточной, не говоря уже о получении прибыли и направлении сэкономленных денежных средств на благоустройство жилого фонда.

Реформа нужна в головах

Александр Захаров, генеральный директор ОАО «ДК Засвияжского района №1»:

– По нашему опыту, пока не более пяти процентов собственников и нанимателей понимают суть происходящей реформы. На сходах граждан нам приходилось слышать: «У вас расценки на услуги ниже, потому что вы получаете дотации из бюджета». Реформа идет пять лет, но люди до сих пор не понимают, что ни одной управляющей компании – будь она муниципальной или частной – государство теперь никаких денег не выделяет. Кроме денег по 185-му закону. У нас много старого жилого фонда. Дома давно нуждаются в капитальном ремонте. И люди требуют: мы платили, сделайте нам ремонт. Мы разъясняем, сколько денег собрано, сколько идет на содержание и ремонт дома. Конкретно – на что. Предлагаем: решите, что необходимо в доме сделать в первую очередь. Если отремонтировать подъезд, то мы составим смету, которую при желании можно отдать на экспертизу и проверить. Но никто не хочет ничего слышать. Людям проще писать жалобы во все инстанции – в жилищную инспекцию, в мэрию, в прокуратуру, в правительство области и даже России.

Да, мы должны разъяснять, что такое реформа ЖКХ, но это очень сложно делать, когда люди не настроены слушать и слышать. Собираем собрания, а на них из стоквартирного дома приходят максимум двадцать человек. Но и они не настроены на деловой, конкретный разговор. Все, как правило, заканчивается взаимными обвинениями, а нужно принимать решения и дело делать.

Ухабы в правовом поле

Николай Гурьянов, генеральный директор ОАО «ДК Железнодорожного района»:

– И жить, и работать в период реформ очень тяжело. Беда еще в том, что у нас нет полноценной правовой базы: законы накладываются друг на друга, противоречат друг другу, есть и пробелы в законодательстве. Хотя бы в сборе квартплаты. По сути, нет рычагов, чтобы обязать собственников и нанимателей платить. А если бы мы собирали плату хотя бы в том объеме, что выставляем, то и тогда могли бы процентов на сорок главные проблемы решить.

Массу проблем снял бы капитальный ремонт жилья. Дому сорок лет, ремонта он не получал. Человек приходит и говорит: вы отремонтируйте дом капитально, тогда я буду им управлять. Пятьдесят процентов домов, которые были переданы управляющим компаниям, – развалины, которые к тому же еще и разбросаны по всему району. Другая проблема – общежития. У меня их на балансе 30. Необходимо вводить понятие социального жилья, расселять общежития и делать их полноправными жилыми домами.

И самая большая проблема – это формирование тарифа на содержание и ремонт жилья. Почему из него мы оплачиваем затраты электроэнергии на работу лифтов, на освещение мест общего пользования. Тут много вопросов.

Управляющим компаниям необходимо объединяться, чтобы планомерно и четко решать свои проблемы.

Народ хочет знать

Елена Щмаукова, председатель Городского комитета по регулированию цен и тарифов:

– Надо заострять внимание и на позитивных моментах. Отталкиваясь от них, можно двигаться дальше. Государство видит проблемы жилищно-коммунального комплекса: 185-й закон работает, за три последние года в городе расселено порядка ста домов. По своей работе я вижу, что грамотность населения в вопросах ЖКХ растет. На сходах граждан, в которых я принимала участие, ко мне подходили люди с Жилищным кодексом в руках, переложенным закладками.

За прошлый год на сайт Городского комитета по ценам и тарифам, где мы разъясняем тарифы не только с точки зрения местной власти, но и федеральных документов, зашло двенадцать тысяч пользователей. Полторы тысячи звонков за 2009 год поступило к нам. Это втрое больше, чем в 2008-м году. За минувший год наш комитет опубликовал свыше тридцати статей по разъяснению вопросов тарифообразования.

Многие жители настроены устанавливать счетчики, нести расходы и получать взамен качественные услуги.

Умная техника для конструктивных отношений

Евгений Морев, директор компании «Энерголайн»:

Современные технологии позволяют бесконфликтно решать все спорные вопросы между поставщиками и потребителями ресурсов и выстраивать прозрачную систему сбора коммунальных платежей. В Ульяновске, в ТСЖ «Вектор», уже смонтирован первый такой комплекс телемеханики, предназначенный для коммерческого учета потребляемых энергоресурсов – электроэнергии, воды, газа, тепла. Он называется «МИРТ1». Система может работать с любыми приборами учета, имеющими телеметрический выход, и позволяет осуществлять мгновенный доступ к внутриквартирным и общедомовым счетчикам. Дальность передачи данных по радиоканалу в диспетчерскую или бухгалтерию в закрытых помещениях составляет пятьдесят метров, на открытом пространстве – 350. А при использовании режима ретрансляции и внешних антенн радиус передачи информации составляет до 35 километров.

Большой плюс комплекса в том, что он позволяет не только непрерывно контролировать объемы потребляемых абонентом ресурсов, но и вводить ограничения в случаях несвоевременной оплаты. Кстати, такая мера воздействия на неплательщиков не противоречит постановлению правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», и поэтому могла бы коренным образом решить проблему неплатежей за жилищно-коммунальные услуги, которая сейчас приобрела особую актуальность и решается на уровне правительства области.

Нужна система ответственности

Юрий Зайцев, директора по экономике УМУП «Городской теплосервис»:

Наше предприятие занимается транспортировкой ресурса до потребителя. Мы заключаем договоры с ТСЖ, ЖСК, управляющими компаниями, частными домовладениями, берем ресурс у теплоснабжающей организации по цене от восьмисот до девятисот рублей за гигакаллорию и в итоге должны ей эти деньги отдать. А мы не отдаем, потому что нам не отдают управляющие компании.

В то же время есть ТСЖ, ЖСК, которые долгов не имеют. У них полнота сборов с населения сто процентов. Значит, это возможно? До 1995 года город ни копейки не должен был энергетикам. А потом год от года задолженность начала накапливаться. По данным на первое марта, управляющие компании задолжали нам один миллиард сто миллионов рублей.

Среди должников не только те, кому трудно платить из-за малого дохода. Долги есть и у состоятельных людей. Чиновник, работающий в правительстве, накопил долг под сто тысяч. Многие просто забывают платить. Или другой вариант – имеют в собственности несколько квартир, а платят только за одну.

РИЦ был создан, чтобы повысить уровень сбора платежей, но в итоге за выполнение этой задачи не отвечает: может собрать и сто процентов, и пятьдесят. Свои деньги – два процента за оказание услуг – он все равно получит. А управляющие компании говорят, что у них нет механизма, позволяющего заставить должника платить.

Каждый должен заниматься своим делом и отвечать за него. Необходимо, наконец, выстроить эффективную систему мер и ответственности.

Заказчиком должен быть собственник

Виктор Сакун, директор филиала ООО «Региональный информационный центр» в Ульяновске:

Конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг сложилась нездоровая. Собственник вправе отказаться от своей управляющей компании и перейти к другой на том основании, что первая, на его взгляд, ставит кабальные условия. Дома переходят от одной компании к другой, а долги остаются на старых. Пора ставить вопрос о том, что заказчиком услуги является собственник, т.е. гражданин, а не управляющая компания. И именно он обязан платить за потребленный ресурс – по нормативу или по приборам учета. Договорные отношения надо ставить во главу угла. И нужна определенная солидарность управляющих компаний. Не сговор, а солидарность.

Долг населения Ульяновска за жилищные услуги достигает миллиарда рублей. Ситуация сложилась недопустимая: люди не хотят платить, но хотят получать качественную услугу. Так не бывает.

Конечно, необходимо устанавливать приборы коммерческого учета, чтобы человек понимал, сколько он потребил воды, тепла и так далее. Если ему покажется, что расходы слишком большие, то он начнет проводить энергосберегающие мероприятия. Люди должны понять, что если бы они оплачивали те ресурсы, которые получили, то у города не было бы проблем с оплатой потребленного газа, с уборкой снега на улицах, с благоустройством дворов и так далее.

Качество – на особом контроле

– Татьяна Картузова, главный государственный жилищный инспектор по Ульяновской области:

– Из 24 функций, которые возложены на государственную жилищную инспекцию, мы львиную долю времени и сил тратим на работу с обращениями граждан. За 2009 год только в инспекцию поступило две с лишним тысячи обращений. Кроме этого, жалобы шли в прокуратуру, в органы власти всех уровней. Только за два месяца нынешнего года к нам поступило пятьсот обращений. В основном по теплу. При очевидности всех проблем, о которых мы сегодня говорили, требования к качеству жилищно-коммунальных услуг сегодня актуальны как никогда. Разработан законопроект об усилении административной ответственности для предприятий, работающих в сфере ЖКХ. Она возрастает значительно. Вводятся даже понятие дисквалификации. Я абсолютно согласна с тем, что сегодня нужно говорить об обоюдной ответственности и коммунальных предприятий, и собственников, многие из которых, действительно, пока не чувствуют себя хозяевами своего жилья, обладающими в равной степени и правами, и обязанностями.