В последнее время очень много разговоров о коррупции. О ней говорят депутаты, члены правительства, губернатор. Идут жаркие споры на тему «Кого посадить, как наказать и что делать»…

Предлагаю взглянуть на эту проблему с точки зрения человека, который реально пытался устроиться на работу в правительство Ульяновской области. Было это 2 года назад, но почему–то есть ощущение, что с тех пор ничего не изменилось…

Хочется затронуть некие принципы, по которым отбирают в правительство важных государственных мужей, призванных решать наши проблемы.

Итак, этап первый – поиск собственно вакансии. Это нетрудно: я купил несколько газет и на развороте одной из них узнал о том, что срочно требуется начальник отдела малого и среднего бизнеса в одно из министерств правительства нашей славной Ульяновской области (конечно же, это был конкурс).

Читаю требования: стаж госслужбы – 3 года, наличие высшего юридического или экономического образования, далее прилагался список необходимых документов, которые нужно было представить для участия в конкурсе.

Поскольку я к тому времени обладал аж двумя высшими образованиями (одно из них юридическое), а стажем госслужбы около 5-и лет (в рядах Вооруженных Сил, а также более одного года работал в одной из спецслужб), решил, что подхожу. Позвонил по номеру, указанному в газете.

Трубку взяла некая дама, представившаяся Алсу Иршатовной (все имена и отчества изменены), и любезно сообщила, что я практически идеально подхожу под данную вакансию.

По прибытии в данное министерство меня более всего поразила сама Алсу Иршатовна: она оказалась некой елейной дамой послебальзаковского возраста с просто немыслимым количеством золотых украшений и дорогой иномаркой (как я узнал позднее). «Золотая» чиновница больше походила на начальницу продуктового рынка, чем на начальника отдела кадров одного из ключевых министерств нашей области.

В ходе разговора выяснилось, что мне предстоит сдать экзамен на грамотность…

Да-да, дорогой читатель, в нашем правительстве работают настолько «грамотные» люди, что приходится проверять знания грамматики. Опускаю детали самого экзамена, скажу лишь, что уровень данного экзамена не превышал уровня экзамена за 9-й класс по старой доброй программе школьного образования, например, необходимо было правильно поставить ударение в слове из 8-и букв (кстати, не правда ли интересный и о многом говорящий факт: чиновников заставляют сдавать экзамен на грамотность, выходит, многие из них не знают даже, как правильно и в каком месте поставить ударение в слове!). Дожили…

Бедный Президент! Как мне вас жаль, когда вы говорите о внедрении высоких информационных технологий и использовании всеми чиновниками собственных блогов… Тут бы, Дмитрий Анатольевич, правильно ударение в слове из 8-ми букв поставить, а вы говорите Инновации, Интернет, высокие технологии…

Экзамен я сдал, как выяснилось, на «отлично».

Алсу Иршатовна вручила мне в руки Закон «О госслужбе», а также закон о развитии малого и среднего бизнеса (за точность названия не ручаюсь) со словами: «Сережа! Вся надежда на Вас! Область просто стонет без малого и среднего бизнеса. Эта должность будет Вашей!»

Что мне оставалось делать после таких слов… Конечно же, встретиться с представителями малого и среднего бизнеса, разработать собственную программу развития и представить ее на усмотрение господина министра.

В общей сложности министерство мне пришлось посетить около 10-15 раз (жил я тогда в области в 50 километрах от города). На работу не устраивался, так как Алсу Иршатовна каждый раз повторяла: «Сергей, Вы идеальный кандидат!» Да и времени на поиски чего-то другого не было, так как занимался я исключительно проблемами малого и среднего бизнеса.

Наконец, настал долгожданный день самого конкурса… Надо ли говорить, что я подошел к нему с блестящим знанием проблемы.

Мой радужный настрой был сбит одной из сотрудниц министерства (мы когда-то были знакомы): сделав удивленные глаза, она по секрету сообщила, что я просто-напрасно теряю время, так как на эту должность берут человека, который работал вместе с министром на автозаводе.

Когда я находился в кабинете перед членами комиссии, меня не покидало ощущение некой театральности и абсурдности происходящего. И улыбчивый министр, и некая дама (как выяснилось, главная по кадрам в правительстве) обладали какой-то странной манерой общения: вроде с тобой говорят, но думают о своем. Вроде задают вопросы, ты даже что-то спрашиваешь, и тебе что-то отвечают, но понимаешь, что это все игра, в которой твой шанс – максимум отыграть один раз в эпизоде.

Каково было мое удивление, когда, позвонив на следующий день, Алсу Иршатовна мне сообщила, что мою кандидатуру вот-вот утвердят. Это, кстати, она повторяла мне каждый день в течение 2-х месяцев (спасибо моей знакомой, сразу после конкурса я стал искать работу, хотя бы сэкономил время).

Теперь понятно, по какому принципу отбирают людей в наше правительство?

После этого стоит ли удивляться, как лихо в области происходит взаимодействие представителей малого и среднего бизнеса и областной власти? Какими темпами создаются рабочие места? Очень жаль людей, которые верят в «честные» конкурсы и продолжают на что-то надеяться. Не верьте! В «белом доме» вас так же легко могут обмануть, как на базаре. И это страшно..

Сергей РАШПИЛЬ