Столичные чиновники готовятся нанести очередной удар отечественному авиапрому. В рамках создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана планируется отменить ввозные пошлины на иностранные самолеты. Серьезнее других от этого решения пострадает ульяновское ЗАО «Авиастар-СП».

Сейчас ввоз в страну наиболее востребованных самолетов, среднемагистральных лайнеров на 150-200 мест, облагается пошлиной в 20 процентов от стоимости плюс НДС (в итоге цена самолета возрастает на 40 процентов). Это, пожалуй, главная и едва ли не единственная мера государственной поддержки отечественного самолетостроения. Однако и ее в скором времени готовы отменить. Стоит отметить, что ЗАО «Авиастар-СП» как раз специализируется на строительстве таких судов – среднемагистральных грузопассажирских самолетов «ТУ-204».

Инициаторами этого решения выступили Белоруссия и Казахстан, совместно с которыми Россия создает Таможенный союз. В этих странах нет авиапрома, как нет и таможенных пошлин на иностранные лайнеры. Таких же условий союзники теперь требуют и от нашей страны. Идею активно поддержали авиакомпании, заявив о том, что в первую очередь нужно думать о безопасности авиаперевозок, а уж потом, видимо, об интересах российских авиационных заводов.

В качестве единственного оппонента союзным государствам и авиакомпаниям выступила Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в которую входит ульяновский авиазавод. Менеджеры ОАК заявляют, что отечественный авиапром в последнее время только-только стал показывать признаки роста – в 2009 году российскими авиазаводами было выпущено 14 пассажирских самолетов, есть план к 2015 году увеличить производство до 70-100 единиц. Отмена ввозных пошлин на иностранные самолеты, уверены эксперты, способна похоронить не только эти планы, но и весь российский авиапром в целом.

Последнее слово по этой теме правительство РФ скажет в апреле.

Пока, судя по комментариям чиновников, у него есть намерение отменить пошлины на импортные самолеты до 2015 года.

Вадим ПИЛЮКОВ