Родители детей, погибших в армии в мирное время, на протяжении нескольких последних лет добиваются установки в Ульяновске памятника погибшему при исполнении служебных обязанностей военнослужащему.

Без имен и фамилий, как на могиле Неизвестного солдата.

По подсчетам председателя Ульяновского совета родителей военнослужащих Анатолия Зубарева, с 1988 года при прохождении военной службы по разным причинам погибло более 600 ульяновцев, две трети из них исполняли служебные обязанности. Сам Зубарев в 1990 году потерял сына. Владимира призвали после окончания первого курса политеха. В составе отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э.Дзержинского парень побывал в нескольких «горячих точках» того времени (Ереван, Баку, Сумгаит), но погиб при патрулировании Москвы.

– Говоря о погибших защитниках Отечества, у нас принято вспоминать лишь тех, кто погиб на войне – в Афганистане, Чечне. Вне всякого сомнения – они герои. Однако немало солдат погибает в нашей армии в мирное время, исполняя служебные обязанности. Окунувшись по роду своей общественной деятельности в армейскую жизнь, я очень часто сталкивался с беззаконием и бесчеловечностью. В начале 90-х я входил в состав президентской комиссии по расследованию причин гибели военных в мирное время. Из 96 расследуемых дел в 93 случаях – полная фальсификация документов. В присутствии независимых врачей и экспертов семь раз проводили эксгумацию. И что вскрылось? Причиной гибели одного солдата значилось «самоубийство», на самом деле выяснилось, что парень получил выстрел в затылок. Одной матери сообщили, что ее сын повесился, выяснилось, что у мальчика руки-ноги переломаны. Причиной смерти еще одного солдата военные назвали «несчастный случай». Как оказалось, парень погиб от удара током при строительстве дачи для командира части… Есть среди погибших в мирное время и настоящие герои, о которых незаслуженно забыли. Взять лейтенанта Мезина, который погиб, вытаскивая солдат из горящего вагона.

О необходимости установки в Ульяновске памятника погибшему при исполнении служебных обязанностей военнослужащему солдатские матери и отцы заговорили в 2006 году. Такие стелы уже стоят в Самаре, Уфе и других российских городах. В начале 2007 года руководство города родителей обнадежило: памятник будет установлен до конца года. В присланном в ответ на просьбу письме говорилось, что выбран проект (скульптор – Олег Клюев) и определено место установки памятника – площадь 30-летия Победы. Стелу обещали установить и позже, но дальше обещаний дело так и не пошло. Цена вопроса – 1,2 миллиона рублей.

У некоторых из родителей, дети которых погибли в армии в мирное время, нет даже могилы сына, рассказывает Зубарев. В 1978 году при взрыве на крейсере «Адмирал Сенявин» погиб матрос Наиль Сулейманов из Ульяновска. Он, как 35 других погибших военнослужащих, похоронен в братской могиле во Владивостоке. Родители, которым уже за 70, все последние годы мечтают побывать на могиле сына, но не могут это сделать по состоянию здоровья. Для них, а также для тех матерей и отцов, кто не дождался из армии своих детей, и нужен этот общий для всех памятник.

Вадим ПИЛЮКОВ