Несколько лет назад назад известная актриса Лия Радина недоумевала: «Ну зачем богатые люди идут в депутаты? У них же и так денег полно?» Тогда никто не стал объяснять наивной актрисе, привыкшей жить на зарплату, что такое лоббизм. Богатым всегда мало и в законодательную власть они идут с одной целью – сохранить и приумножить свой бизнес.

Кто владеет информацией – владеет миром…

Среди депутатов Законодательного Собрания области крупных бизнесменов большинство. Эксперт, который просвящал нас по этому поводу, по понятным причинам просил не называть своего имени, скажем только, что это действующий депутат. По его мнению, чаще всего большой бизнес привлекает информация, которую гарантирует депутатский значок. Не секрет, что существуют всевозможные планы приватизаций, тендеры, торги, о которых обычному бизнесмену узнать довольно проблематично. Депутатам же доступны любые документы по недвижимости. Пример – Алсу Балакишиева. Ни для кого не секрет, что в ее собственности (или в собственности членов ее семьи) находится много городской недвижимости. Помог ли ей в этом депутатский значок? Ответьте на этот вопрос сами. Кроме того, по словам нашего собеседника, существует много различных федеральных и областных программ, вступить в которые очень выгодно для любой коммерческой компании. Как вы думаете, у кого больше возможностей поучаствовать в таких программах: у простых бизнесменов или у бизнесменов-депутатов?

Как ни странно, но оказывается, некоторые народные избранники (хотя «списочников» так можно назвать с большой натяжкой) борются за депутатское кресло, опасаясь рейдерских захватов своего бизнеса. В частности, была названа фамилия Игоря Селиверстова. Он уже не в первый раз депутатствует, причем последние выборы дались ему нелегко как морально, так и материально… Это же насколько надо не верить в закон, чтобы прикрывать бизнес депутатским креслом? Отработанный механизм – депутатские запросы. По словам знающих людей, действуют на конкурентов безотказно. «Очень удобно совмещать бизнес и депутатство. Все проверяющие начиная от пожарного и заканчивая налоговой сто раз подумают, прежде чем придут с проверкой», – заметил наш собеседник.

Те же депутаты, которые пока не имеют своего бизнеса, иногда промышляют тем, что лоббируют интересы других. По словам нашего эксперта, не всегда деньги за услуги даются в виде наличности, упакованной в конверты: “Можно, скажем, предложить долю от будущего дохода в обсуждаемом предприятии. Можно решить вопрос через взаимозачеты или бартер. Вместо взяток получается обмен услугами”. Иногда услуги бывают весьма специфичными: вроде тех, которые оказывались человеку, похожему на бывшего прокурора.

Еще одно купеческое собрание

Однако, несмотря на то, что одно «купеческое собрание» у нас уже существует, мы выбрали второе, нисколько не боясь наступить на те же грабли. Новый городской парламент по числу представителей крупного бизнеса даже перещеголял областной. Бизнесменов не просто большинство – их подавляющее большинство! В этой связи приходит на ум одна мысль: у Думы, как известно, не только законодательные функции, но и представительские. То есть депутаты должны представлять нас, простых горожан. В Ульяновске живет примерно миллион человек, выходит примерно 900 тысяч ульяновцев должны быть не только членами «Единой России», но и жить в шоколаде, как новые народные избранники.

И еще. Многие, кто отдал голоса за депутатов-бизнесменов, по-прежнему находятся в эйфории и свято верят, что мандатодержатели все-таки, не забыв про себя, не забудут и о нас. Возможно. Но, подумайте… Часто ли вы, идя по летнему лесу, думаете о несчастных жуках и вечных тружениках-муравьях?

Кстати, Президент Медведев неоднократно призывал к четкому разделению бизнеса и власти. Имея ввиду как исполнительную, так и законодательную. Это один из шагов по борьбе с коррупцией, но нам пока удобней с ней бороться при помощи громких призывов.

Екатерина ОРЛОВА