Интернет в российских школах есть, но побродить в нем от души школьнику не удастся. В частности, все поисковые машины вместе с почтовыми серверами попадают в список сайтов, на которые заходить запрещено. Они отсекаются контент-фильтром, и только учитель при необходимости и под свою ответственность может снять этот запрет.

Минобразования опасается, что школьник, дорвавшись до интернета, первым делом «загуглит» слово «порно» или «бомба» или вступит в сообщество экстремистов-самоучек. Но какие сайты школьник загружает дома, чиновников уже не волнует: пусть за этим следят родители.

Эдик, ученик 11-го класса одной из ульяновских гимназий, юноша продвинутый. Судя по его речи, пересыпанной терминологией из словаря IT, он давно перерос школьные уроки компьютерной грамотности. У Эдика есть всероссийские дипломы за работы по информатике и вычислительным системам, так что его хоть завтра можно брать на работу сисадмином. Такие, как он, не просто пользуются интернетом, а проводят в нем часть жизни.

У меня дома есть интернет, но однажды я загружал важные обновления для Windows и не хотел прерывать процесс, поэтому решил посидеть в школе, посмотреть кое-что: я участвую в редактировании «Википедии», рассказывает школьник. Оказалось, необходимо заполнять какие-то бумаги, отчитываться, какой сайт посещаешь и зачем, и так по каждому сайту… И это при том, что стоят программные фильтры. Это же глупо. Неужели кто-то будет проверять, куда я заходил? Простого ограничения на посещения сайтов вполне достаточно. Это бумажная работа, просто бюрократия. Это напрягает.

Приоритетный национальный проект «Образование» предполагает, что все учебные заведения страны, включая средние школы, должны иметь выход в интернет. Но школьный интернет изначально предназначен не для сетевых стрелялок (впрочем, «безлимитки» скоростью 128 кбит/с, предусмотренной нацпроектом, для этого явно не хватит), не для трепа в «Одноклассниках», а для целей образования и воспитания. Поэтому идеологи нацпроекта первым делом озаботились безопасностью всемирной паутины для школьников и ввели многоуровневую систему контроля за доступом к ресурсам.

Мониторинг монитора

На федеральном уровне мониторится весь интернет на предмет вредных сайтов, их адреса заносятся в так называемый «черный» список; имеется также «белый» список рекомендуемых образовательных ресурсов. Субъекты Федерации и муниципалитеты отвечают за фильтрацию контента, имеют право дополнять «черный» и «белый» списки. Наконец, сами школы могут принимать собственные регламенты доступа в сеть. Например, в ульяновской гимназии №1 от родителей для перестраховки требуют написать заявление на имя директора: «Я, такой-то, разрешаю своему сыну/дочери, ученику такогото класса, пользоваться сетью интернет на уроках информатики».

По указанию федерального и регионального министерств каждая школа должна выбрать Совет по вопросам регламентации доступа к информации в интернете, состоящий из учителей и родителей, принять Правила использования сети интернет и инструкцию для учителей о том, как контролировать выполнение этих правил, и в довершение всего вести журналы учета, где отмечаются посещения школьниками интернет-сайтов во внеурочное время. Журнал может быть один на весь кабинет, а может быть на каждую машину. В журнале несколько граф: дата, время выхода от и до, полный адрес сайта, имя ученика, имя учителя и его подпись. Посетил, допустим, десять сайтов заполни десять строк. Предполагается, что запись в журнале делает сам ученик, а учитель потом стоит у него над душой и бдит, тот ли сайт загрузил школьник, какой обещал, или его занесло куда-то не туда. Впрочем, «не туда», скорее всего, не получится: не пустит сетевой контентфильтр (СКФ). Фильтр поставляется во все школы в пакете лицензированного программного обеспечения и постоянно обновляется. Он автоматически отсекает доступ к порнографическим, экстремистским и прочим сайтам из «черного» списка. Зачем тогда лишняя писанина в журнале?

Школа не должна способствовать посещению вредоносных ресурсов, поэтому мы регламентируем доступ к интернету не только через СКФ, но и через журналы, говорит начальник отдела нацпроекта и реализации целевых программ министерства образования Ульяновской области Александр Шейко. Скажете, формализм?

Зато мы можем также посмотреть на работу учителя: как на уроках изучается интернет. Ведь по другим предметам в обычном классном журнале отмечается тема урока… Журнал должен заполнять учитель, подбрасывает работу педагогам главный специалист управления образования мэрии Ульяновска Галина Медкова. Мы должны отслеживать выход детей в интернет, потому что правоохранительные органы нам эту функцию вменяют. Они ходят и проверяют эти журналы выходов.

Прокуроры, действительно, проверяют кабинеты информатики, но их интересуют три вещи: а) является ли программное обеспечение лицензионным; б) естьли в школе вообще выход в интернет; в) работают ли контент-фильтры, и насколько надежно. «Журналы учета это все местная самодеятельность, комментирует начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи областной прокуратуры Наталья Коломиец. Ничего этого законом не требуется. Если школа установила фильтр, зачем какой-то дополнительный журнал?». В управлении образования мэрии настаивают, что журналы спущены «сверху».

Фильтруем базар не по делу

По словам чиновников, СКФ отсекает сайты, «не совместимые с вопросами воспитания и образования». В «черном» списке, где сотни и сотни веб-сайтов, не только «порнушка», но и интернет-магазины, игровые порталы, фильмы, реклама, а также обломись, школьник! все социальные сети. Под запретом, например, оказались также: популярный YouTube, сайты с музыкой в формате MP3, вполне безобидный с виду сайт группы «AC/DC», итальянский фан-клуб Арнольда Шварценеггера (школьникам нельзя созерцать мускулистое тело губернатора Калифорнии?), расписание программ американского телеканала ABC, страничка любительской фотографии со снимками цветочков и пейзажей… Короче, есть утвержденный список образовательных ресурсов, все остальное отсекается по умолчанию.

Зато, помимо полезных сайтов по разным отраслям знаний и электронных библиотек, к образовательным (или воспитательным?) ресурсам отнесены сайты «Газпрома» и «Лукойла», президента и правительства (в частности, МВД), Лондонской фондовой биржи и ММВБ, служб занятости…

А если бы Эдик захотел узнать, скажем, рецепт изготовления бомбы, смог бы он обмануть фильтр?

«Если бы захотел, смог бы, говорит одиннадцатиклассник. Используя анонимный прокси-сервер, можно спокойно обойти защиту. Но зачем? Я не хочу подводить учителей. Вообще-то у меня и на телефоне интернет есть…».

Эдик не стал напрягаться сам и напрягать учителей заполнением журнала у них и так отчетности выше крыши. Он предпочел подождать, пока у него дома освободится канал. Другие дети, скорее всего, поступают так же: в этой гимназии формально доступный интернет спросом не пользуется. Ведь прелесть сети в том, чтобы свободно по ней «полазить». К тому же, поскольку школы платят за подключение к сети из своего скудного бюджета, директора экономят на скорости канала. Контент-фильтр подтормаживает загрузку сайтов, и вот уже World Wide Web превращается в World Wide Wait, а это раздражает.

Если гимназия из разряда элитных, то у большинства ее учеников интернет наверняка есть дома. В школах попроще не так: в кабинете информатики «периферийной» 29й средней школы Ульяновска журнал учета не пустует. Преподаватель информатики Екатерина Гончарова говорит, что только у четверых ее учеников дома есть компьютеры.

Она обеими руками за фильтрацию, и трудоемкий журнал учета тоже считает делом нужным: Даже когда заходишь на нормальные сайты, всплывают окна не очень хорошего содержания, которые невозможно закрыть, иногда они появляются уже при загрузке.

Кому это нужно? На сайте с описанием компьютерной игры выскакивают порнокартинки! Так что без моего ведома никуда. Доступ к почтовому серверу только под моим чутким руководством.

Бумага все стерпит

Каким образом бумажный журнал фильтрует сетевой контент, учительница объяснить не смогла.

Даже если предположить, что ученик замыслил недоброе и обманом вышел на вредный сайт, вряд ли он с точностью до минут станет документировать свое грехопадение. В этом смысле журнал бесполезен и нужен разве что для отчетности.

«Учитель чувствует себя спокойно, когда знает, что без его ведома никто никуда не выйдет, говорит ведущий инспектор управления образования мэрии Ульяновска Наталья Присухина. Я бы предложила сделать общий внешний фильтр, у провайдера, тогда проблем было бы меньше».

В управлении образования Ульяновска приводят статистику за один из месяцев: из 50 тысяч городских школьников половина пользуется интернетом в классах информатики. Сдается, что статистика завышена. Поскольку учет ведется по журналам, то чиновники городского наробраза, узнав, что ученики какой-либо школы манкируют интернетом со всей его образовательной мощью, могут легко приказать директору этой школы поднять посещаемость сети. Дело, скорее всего, кончится тем, что учителя сядут за журналы и «обеспечат» посещаемость на бумаге.

На уроках информатики интернет, по большому счету, нужен всего два раза, в 9 и 11-х классах, ближе к концу учебного года, когда изучают почтовые программы.

Впрочем, есть профильные классы, которые проводят в сети больше времени, чем остальные. «В особых случаях, если это связано с учебой, а не с развлечением, мы можем открыть ребенку «почтовый ящик», говорит преподаватель информатики гимназии №33 Альбина Нуруллова. Когда дети участвовали в дистанционной интернет-олимпиаде, задания приходили на личный ящик, реагировать надо было оперативно: в час дня задание, а в девять утра ответ».

Дома – полная свобода

Государство ограничивает свободу блуждания в интернете только на территории школы. Да и то, формулирует Александр Шейко из регионального минобразования, «вводятся не запреты, а разрешающие ограничения»: Школа это образование, все соответствующие сайты доступны: пожалуйста, заходи, но информируй, куда заходишь. Это не ограничение, это учет. А полная свобода дома, с позволения родителей.

Создается ощущение, что чиновники озабочены тем, как бы ребенок не вкусил запретного интернета, пока он в школе. За дверью школы контроль заканчивается, и в этом есть доля лицемерия. Дома школьник превращается в обычного пользователя, если его пользовательский статус не будет понижен родителями.

«Родительский фильтр» можно скачать в сети, в некоторых регионах его предоставляют интернет-провайдеры, соответствующая программная компонента есть в хороших «антивирусниках».

Сергей ГОГИН