Если театр начинается с гардероба, то кинотеатр – с комнаты киномеханика. Именно тут километры плёнки, соединённые в единое целое, начинают свой бег по многочисленным роликам, рождая на огромном белом полотне КИНО!

В фильме «Человек с бульвара Капуцинов» нёс искусство в массы, крутя ручку кинопроектора, статный джентльмен мистер Фёрст. Со времён Дикого Запада много воды утекло, а киномеханики остались. С Натальей Богдановой нам удалось поговорить, проникнув в маленькую операторскую перед самым началом сеанса.

Ловко проведя конец плёнки через несколько роликов и закрепив его в большой машине, напоминающей железный ящик, Наталья нажала кнопку «старт» и присела на диван в углу комнатки:

– Фильм идёт полтора часа. Нам хватит этого времени?

Начало сеанса

Слово «синема» впервые прозвучало в жизни Натальи больше тридцати лет назад. За это время произошло много чего: и три разных поколения оборудования, и тысячи километров склеенных вручную плёнок, и несколько испорченных кадров (не без этого), и даже кинолюбовь. А началось всё в 1976 году, когда Наталья 18-летней девчонкой устроилась на работу в Дом культуры, при котором был маленький кинотеатр. Кино тогда было в почёте и пользовалось огромной популярностью, а профессия киномеханика, несмотря на сложности, считалась даже престижной.

Сложностей было немало. Это сейчас Наталья почти не волнуется за качество картинки, а при тогдашнем оборудовании приходилось постоянно следить за тем, как идёт плёнка, когда она кончится и не погас ли уголь! При чём тут уголь? – спросите вы. А при том, что несколько лет назад, вместо ламп, встроенных в современные кинопроекторы, были длинные угольки, поставленные в ровный ряд. И без спичек запустить кинопроектор было невозможно! А потом весь сеанс нужно было проверять, не погасли ли угли, и в случае чего разжигать их снова. Тогдашняя публика относилась с пониманием к таким техническим перерывам, а вот современные киноманы таких выкрутасов, наверное, не оценили бы. Правда, нужно отдать должное современному кинопроектору, правнуку угольного, который не станет испытывать терпение зрителей.

– За всю жизнь я работала в трёх кинотеатрах и каждый раз на новом виде оборудования, -рассказывает Наталья. – Сначала был угольный кинопроектор, потом появились лампочные. Правда, самые первые из них были не такими, как сейчас. Один фильм нужно было склеивать в две-три части и менять плёнки. Для этого у нас стояло несколько кинопроекторов – все заряженные. Вот один закончил – оттолкнёшь его, другой к окошку подвинешь, включишь -и дальше идёт кино…

Работу свою Наталья всегда любила. Благодаря ей она познакомилась и с будущим мужем.

– Мы познакомились именно в операторской, он тоже киномехаником работал, вернее, служил. Пока в армии был, сослуживцев фильмами радовал. Его и руководство за это поощряло. А фильмы как раз в кинотеатре брал, у меня! Сначала мы сдружились, потом и поженились.

Новый поворот ролика

В 90-е годы настали сложные времена и для кинематографа, и для нашей героини. В 1998 году она ушла из кинотеатра, чтобы вернуться к любимой профессии спустя долгих десять лет.

– Когда меня пригласили снова в кинотеатр на работу, я очень обрадовалась, – улыбается Наталья. – Правда, когда увидела все эти ролики… – она указала на множество колесиков, по которым шустро бежала плёнка, – то решила, что не справлюсь -аппаратура-то современная, такого раньше не было. А потом… пошло всё, как по маслу, даже удобнее, чем было. Вот и получилась у меня за спиной работа в трёх кинотеатрах на трёх поколениях кинопроекторов.

Современное оборудование, в отличие от старого, позволяет склеивать фильм в единое целое и за одну минуту запускать весь длинный рулон кадров. Кстати, процесс сборки «киношедевров», которые привозят в кинотеатры в коробках по несколько частей, происходит тут же, в операторской. Для чего используется специальное оборудование. А после проката фильм опять разбирают и, вложив всё в те же коробки, отправляют обратно поставщику, который предоставил их в аренду кинотеатрам.

Удивительно, но, разбираясь в тонкостях киномеханики, Наталья ни разу не была в кинотеатре в роли зрителя.

– Да, я как сапожник без сапог! Я очень люблю смотреть ужасы и фантастику, однако в зале слишком громкий для меня звук. Я лучше посмотрю из окошка в своей операторской – так привычнее…

УЛЬЯНОВСК В КИНО: ТОЛЬКО ФАКТЫ

Наш город может гордиться и тем, что не раз становился местом для съёмок известных фильмов, и тем, что здесь родились и выросли многие популярные актёры.

♦ Известность актрисе из Ульяновска Ольге Юрасовой принесла роль Маши – жены прапорщика Шматко в сериале «Солдаты». Другая наша землячка, теперь известная в столице актриса Виктория Полторак, снялась уже в 14-ти фильмах. Но больше всего она запомнилась зрителям по роли в сериале «Тридцатилетние».

♦ Больше всего ульянов-цев было замечено в сериале «Кадетство» и в его продолжении «Кремлёвские курсанты». Засветились там: выпускница городской школы №6 Ирина Константинова (2007 год), ульяновец Денис Береснев, сыгравший Диму Красильникова, и чердаклинец Михаил Поддубский, который в прошлом году успел сняться и в «Курсантах», и в сериале «Московский дворик».

♦ В 1926 году в чёрно-белом немом кино Всеволода Пудовкина «Мать» по мотивам пьесы Максима Горького снимался артист Ульяновского большого театра (ныне драмтеатр) Д.П.Речной. К сожалению, история не сохранила сведений о его дальнейшей судьбе.

♦ В 40-х годах в чердаклинском посёлке Белый Яр снималось продолжение знаменитой картины «Тимур и его команда» -«Клятва Тимура». Написав к нему сценарий, Гайдар погиб на фронте, и съёмки перенесли подальше от линии огня.

♦ В 1974 году аэропорт «Ульяновск-Центральный» стал местом съёмок эпизода комедии Эльдара Рязанова «Приключения итальянцев в России». На нашей взлётке снимали кадры, где пассажирский самолёт приземляется на автотрассу и под ним снуют машины. А 20 лет спустя фантазия оскароносного Владимира Меньшова превратила всё ту же взлётку в фальшивый аэродром для фильма «Ширли-мырли» под Тулой.