Вам знакомы слова «юнибус» или «юникар»? Вряд ли, хотя по их звучанию, думаю, нетрудно догадаться, что речь идет о каком-то неизвестном виде транспорта. Причем, вероятнее всего, фигурирующем в том или ином произведении, относящемся к жанру научной фантастики. Хотя на самом деле, речь идет о российской транспортной разработке более чем тридцатилетней давности, до сих пор так и не запущенной в жизнь. Впрочем, последнее время именно наш регион претендует на то, чтобы стать «столицей» внедрения «прорывной технологии».

Струнный или странный?..

Не так давно в регионе принято решение о создании Центра «струнных технологий». Правительство области заключило соответствующий договор с компанией, которые возглавляет сам генеральный конструктор Анатолий Юницкий. Именно нам теперь суждено продвигать «струнников» на международный транспортный рынок. В свете того, что ранее мы уже выражали горячее намерение заниматься строительством так называемых «летающих тарелок», ульяновская власть, без сомнения, смотрит ну очень далеко в будущее…

Впрочем, не один наш регион возжелал быть «впереди планеты всей». Оказывается, еще в 2001 году первый опытный образец участка «струнной дороги» построили в подмосковном городе Озеры. И не просто так – по заказу самого губернатора Красноярского края, одиозного генерала Александра Лебедя! Сейчас-то от того полигона ничего не осталось – генерал погиб и вроде бы просто не успел дать всю необходимую для эксперимента сумму. Административный корпус стоит без окон и дверей, практически все, что можно было, разворовано местными дачниками. Впрочем, то, что осталось, опять-таки рискует принять на своей гостеприимной земле Ульяновская область – говорят, в качестве музейного экспоната нового Центра струнных технологий. Любим мы, что красиво называется и плохо лежит. Вот как-то еще брошенные памятники Ленину к себе свезти собирались…

«Приструнить» всю страну

Фактически, проект “струномобилей” до сих пор так и остался на бумаге. Промышленная трасса не была построена нигде (хотя существовали планы по «приструниванию» Ханты-Мансийского автономного округа и нескольких других российских регионов, даже каких-то арабских стран, якобы вознамерившихся проложить струнные мосты над пустынями), хотя футуристические картинки струнных концепт-каров действительно способны впечатлить хрупкое подростковое воображение. Правда, пока больше в плане изобразительного искусства. Вот и сражаются противники и сторонники технологии в виртуальном пространстве, спорят, так сказать, практически ни о чем. Одни упирают на ненадежность и хрупкость «канатоходной» инновации, другие доказывают ее дешевизну и экологичность, нетребовательность к рельефу, и обвиняют проводившиеся экспертизы в предвзятости. Одни доказывают, что «струнный транспорт» будет весьма уязвим для вандалов, другие утверждают, что на высоту опор вандалы просто не заберутся (эх, не впервой нам недооценивать наше вездесущее население!), а в качестве этих самых опор можно использовать едва ли не… ныне действующие линии электропередач. Последнее, согласитесь, уже само по себе забавно. Одни говорят, что струнный транспорт – совершенно уникальный в мире проект, граничащий с непризнанной гениальностью, другие указывают на какие-то давно существующие аналогии и необходимость постоянно проверять крен и натяжение трассы. В любом случае, лично у меня возникают сомнения в эффективности водружения или даже подвешивания на рельсы-струны тяжелых автобусов и грузовых автомобилей и разгоне их… до 500 километров в час (именно о таких перспективах заявляют разработчики). А ну как трасса обледенеет, или боковой ветер разгуляется? Или струну качнет на миллиметр, и юнибус с юникаром отправится в свое последнее путешествие? Или одна из машин сломается – как ее объезжать? Как поворачивать на высочайшей скорости? Вроде специфическая система мостов получается, не более чем. Вот, скажем, есть монорельс – явление в мире не новое, зачем же заново изобретать велосипед? Или канатная дорога… Или американские горки… С таким же успехом можно нагнать еще немало свежих идей – к примеру, поставить автобусы на ходули, а грузовики на пружины. «Ходульный транспорт Моржовой» – тоже звучит неплохо, вам не кажется?!

София МОРЖОВА.

«Лезь в люльку!»

Помните, именно так говорил своей супруге «царь-амператор» из замечательного мультфильма «Волшебное кольцо», имея в виду автомобиль на паровом ходу, коряво передвигающийся по мосту «анджинерной системы»?.. Там, в сказке, на чудо техники смотрели с откровенным подозрением. А хотели бы вы передвигаться «по струнам»? – с таким вопросом мы обратились к нашим землякам.

Ольга Вячеславовна, инженер:

– Мне нравится! Сама бы туда не полезла, да и детям своим запретила бы, а вот за границу эту технологию с удовольствием бы продала. Только, как я понимаю, они что-то не торопятся…

Игорь Иванович, служащий:

– Если все революционные идеи, созданные отечественными Кулибиными, мы будем упускать, то скоро от перспектив страны вообще ничего не останется.

Вика, студентка:

– Струнный транспорт? В Ульяновске?! Не слышала. Что за ерунда! У нас с обыкновенным-то постоянные проблемы, лучше бы здесь порядок навели. Просто закупили новые трамваи или автобусы.

Андрей, преподаватель:

– Не понимаю я. Это такой цирковой аттракцион, что ли, для «Книги рекордов»? Или кто-то думает всерьез пустить автобусы по натянутым струнам-рельсам? А если где-то что-то лопнет, да еще на большой скорости? Какое-то очередное выманивание денег из бюджета получается. Уж лучше тогда и впрямь дирижабли строить…