26 марта, автобус 30-го маршрута. На местах для инвалидов сидят: пожилая дама, лет семидесяти хромой мужчина, напротив них и лицом к средней двери – еще одна дама и молодой человек лет тридцати пяти. Пошарив по мобильнику, он вынул из кармана наушники, затолкал их поглубже в оба уха и откинулся на спинку сиденья, наслаждаясь музыкой.

На проспекте Туполева в автобус вошел восьмидесятилетний ветеран НПО «Марс». Старик поздоровался со мной и протиснулся к местам инвалидов. Место ему никто не уступил, и он встал, прислонившись к спинке сиденья молодого человека.

До самой Нижней Террасы стоял бедолага, держась за поручень вверху и спинку соседнего сиденья при торможениях, рывках и тряске машины на ухабах. Подошла, проверив у старика проездной, кондуктор, шествовали мимо после каждой остановки пассажиры, а старик все стоял, озираясь по сторонам в поисках свободного места, из последних сил удерживаясь на ногах.

Когда на Нижней Террасе сидевшая у окна спиной к входной двери дама поднялась, готовясь на выход, старик, еле держась на ногах, пробрался к местечку и плюхнулся в кресло.

У Речпорта мы со стариком вышли, а молодой человек поехал дальше.

Я задал своему знакомому вопрос: почему он не потребовал уступить место, которое ему по праву принадлежит?

– Да ну их, пусть сидят. Видят же, что не могу стоять, и сидят. Скажи, так еще и оскорбят, наговорят гадостей. Маленько отдохнул, теперь бы по этим сугробам добраться до областной больницы… А накануне, 25 марта, на том же самом месте в автобусе стояла совсем ветхая старушонка. От стойки у средней двери она с трудом пробралась к местам для стариков, но сидевшие лицом к двери две девчушки всю дорогу на весь автобус меж собой болтали, изредка отвечая на звонки мобильников.

Не раз мне приходилось, если оказывался рядом, просить молодых людей уступить место старикам.

Осенью прошлого года, в День пожилого человека, когда я попросил с виду расхлябанного парня усадить ветхую старушонку, он даже извинился, сам подвел к своему месту бабушку и осторожно усадил.

Кто только не обещал мне написать в общественном транспорте призывы к пассажирам о вежливости, о культуре поведения в нем! Заняты, понимаете ли.

Андрей ПЕРЕПЕЛЯТНИКОВ