Предложения увековечить память первого губернатора Ульяновской области Юрия Фроловича Горячева уже звучали на страницах ульяновских газет. Имя Горячева предлагали присвоить Дворцу творчества учащихся в Ульяновске, а «Молодёжная газета» выступила с инициативой дать его имя Ульяновской областной детской клинической больнице. Сегодня, накануне 12 апреля – всемирного Дня авиации и космонавтики, прозвучало новое предложение. С инициативой назвать в честь первого губернатора одну из улиц в Заволжском районе выступил Александр Петрович Поляков. Поляков Александр Петрович – кандидат технических наук в области создания и управления вертикально интегрированными авиастроительными комплексами и неформальный лидер Заволжской инициативной группы «12 апреля». В 80-е годы работал на Ульяновском авиакомплексе, принимал участие в сборке самолётов Ан-124 «Руслан», работал в отделе оборонных отраслей промышленности Ульяновского обкома КПСС, был секретарём парткома КПСС УАПК («Авиастар»). В период кризиса промышленности России, в том числе и авиационной, в 90-х годах и начале 21-го века был председателем Совета директоров АО «Авиастар», ЗАО «Авиастар-СП» и президентом ОАО «Туполев» – крупнейшей авиастроительной корпорации страны. – Александр Петрович, вы были знакомы с Юрием Фроловичем лично. Каким он остался в вашей памяти? – Мне посчастливилось работать с Юрием Фроловичем в труднейшие для всей России и Ульяновской области времена. Не могу сказать, что за 20 лет”знакомства наши отношения были однозначными и безоблачными, но, несмотря на это, в моих глазах он был ярким, одарённым управленцем, который обладал природным чутьём. Горячев руководил областью на основе глубокого знания ситуации в области (а любое управление без глубокого анализа ситуации – это имитация деятельности) и принимал решения, исходя из тех ограниченных возможностей, которые ему предоставляло в те времена правительство вместе с президентом Ельциным. Руководство страны в 90-х было не способно управлять страной. И свою безграмотность в управлении они прикрывали тем, что обвиняли талантливых руководителей регионов, к каковым относился и Горячев, в якобы неспособности отвечать требованиям времени. Я категорически был не согласен с такой оценкой ни в те времена, ни сейчас. Он работал и старался изо всех сил смягчить удар от лже-реформ. Что-то у него получилось, что-то нет. Но скажите мне, кто бы тогда смог удержать наш город и область от падения? – Юрий Фролович многое сделал для области в целом. Почему вы считаете, что его именем необходимо назвать именно улицу в Заволжском районе? – Начнём с того, что именно на авиакомплексе, в присутствии тысяч людей, на крыле самолёта Ельцин назначил Горячева губернатором 6 января 1992 года. Поэтому, с исторической точки зрения, будет правильным назвать его именем улицу именно в Заволжском районе. Однако, это формальная часть, но не случайная. Я бы хотел отметить его конкретные дела. В этом году исполняется 20 лет со дня основания авиакомпании «Волга-Днепр». Сегодня весь Ульяновск гордится тем, что именно у нас родилась, выросла и работает одна из лучших авиакомпаний в мире во главе с её руководителем Алексеем Ивановичем Исайкиным. Со всей ответственностью заявляю, что, если бы Юрий Фролович был противником создания акционерной компании – не было бы сегодня в Ульяновске ведущей в мире грузовой авиакомпании. В те времена, когда слова «акционер» или «частная собственность» были многим непонятны, деловое чутьё подсказало Юрию Фроловичу, что активисты с авиакомплекса хотят сделать полезное дело. Это был сложнейший и не безоблачный процесс, который в конечном итоге принёс результат! «Авиастар» в условиях отсутствия госзаказов впервые в новейшей истории получал заказы от частной авиакомпании. В трудные 90-е это помогло выжить и заводу, и людям. – Наверняка, это не единственная причина… – Конечно. В 1991 году начался процесс приватизации гиганта авиапрома. А уже 13 января 1992 года «Авиастар» был зарегистрирован как новое 100% приватизированное предприятие без единой акции, принадлежащей государству. Но Юрий Фролович всегда понимал, что такая сложная и наукоёмкая промышленность, как авиастроение, без государственного участия существовать не может. И, опять же, чутьём понимал и других убеждал, что придёт время и всё встанет на свои места. И время пришло. С нашим с ним участием в 1994 году государство получило 6% акций авиакомплекса, в 1996 году – ещё 5%, в 1998 – ещё 6,5%. А когда наступил решающий момент фактически национализировать самолётостроительный завод, он, с моей подачи, подписал все необходимые для этого документы и Постановление Правительства. Он лично в моём присутствии ходатайствовал об этом у Черномырдина в кабинете, а затем согласовал создание в 1999 году крупнейшей самолётостроительной корпорации ОАО «Туполев», руководить которой было предложено мне. Сегодня, через 10 лет после всех этих событий, уже почти никто не вспоминает, что авиакомплекс с 1991 по 2001 годы прошёл путь от 100% приватизации до 100% фактического государственного управления самолётостроительным заводом. Мы обязаны Горячеву и его команде – Валерию Сычёву, Сергею Рябухину – тем, что имеем сегодня международный аэропорт «Ульяновск-Восточный». Это был сложный и длительный процесс. Было много противников, в первую очередь, губернатор Самарской области и президенты соседних республик – им не нужны были конкуренты. Но наша настойчивость была вознаграждена. – Получается, что Горячев заложил основы того, что сегодня называют авиационным кластером Ульяновской области? – Скажу больше, Горячев уже в те времена не только поддержал создание свободной экономической зоны в аэропорту «Ульяновск-Восточный», но и создал при администрации Ульяновской области дирекцию Свободной экономической зоны. Однако кризис 1998-го года и дефолт, а также соперники из соседних регионов затянули этот процесс. А с уходом Горячева и приходом в область «руководителей-вахтовиков» эту важную для области идею успешно похоронили. – Удивительно… – А почему вы удивляетесь? Идея глобального масштаба может возникнуть в любой момент, но подготовить её и реализовать в одиночку не под силу никому. На Ульяновской земле идея свободной экономической зоны существует уже почти 20 лет – с момента создания авиакомпании «Волга-Днепр» и приватизации авиастроительного комплекса. Все, кто имел непосредственное отношение к авиастроению и авиации, и я в том числе, вынашивали эту идею многие годы, многое было сделано для её реализации. Но мы опередили время. Правительство, ситуация в стране, законодательство не были готовы к таким далеко идущим планам. Нужно отдать должное Сергею Ивановичу Морозову, нашему действующему губернатору, что он воскресил этот крупномасштабный проект. Я бы назвал создание особой портовой зоны ключевым вопросом в спасении Ульяновской области от присоединения к другому субъекту федерации. Дай бог помощи Сергею Ивановичу в успехе этого проекта и убереги его от имитаторов кипучей деятельности. – Но были в истории Ульяновской области тех времён и другие, негативные события. Например, забастовка в 1996 году работников «Авиастара», когда многотысячная толпа перекрыла волжский мост… – Нужно учитывать, что в нашем городе много предприятий оборонного комплекса, а значит, на областном уровне, без поддержки государства, невозможно было решить всё и сразу. В то время Заволжский район оказался в самом трудном положении. «Володарка» простаивала, «Комета» фактически разваливалась, «Марс» еле выживал, «Авиастар» трясло, как и всю страну в то время… После того, как работники авиакомплекса, доведённые до отчаяния безработицей и безденежьем, вышли на улицы города и перекрыли главную дорогу через волжский мост, дело тронулось с места. Горячев и его команда не сидели сложа руки, а приняли в то время единственно правильное решение – содействовать смене руководства «Авиастара» и дали добро на самые масштабные структурные преобразования на заводе. Ещё никто и нигде в стране таких глобальных реформ на промышленных гигантах не делал. Мы были первыми! Замечу, с тех пор забастовок на «Авиастаре» больше не было. Как видим, наша область при Горячеве во многом опередила своё время. В том числе мы первыми передали жильё и социальную сферу «Авиастара» тем структурам государства, которые и обязаны этим заниматься, освободив загибающийся завод от непосильной финансовой нагрузки. Сделано это было спокойно и без шума. И в 21-й век «Авиастар» и муниципальное образование «Город Ульяновск» вошли с новыми взаимоотношениями. Юрий Фролович также поддержал нашу инициативу о создании в Заволжье зоны экономического благоприятствования. Законодательное Собрание области, председателем которого в то время был Сергей Николаевич Рябухин, приняло необходимые законы, И сотни предприятий, в том числе созданные на базе подразделений авиакомплекса, воспользовались льготами этого экономического образования. С1999 года Заволжский район стал самым привлекательным для бизнеса и предпринимательства районом города и самым спокойным в части занятости населения. Однако с приходом в область команды «вахтовиков» всё остановилось. Ликвидировали зону экономического благоприятствования, обанкротили аэропорт «Ульяновск-Восточный», были предприняты попытки рейдерского захвата и развала «Авиастара СП». Но то, что было заложено при губернаторе Горячеве и его команде, выдержало все испытания и доказало правильность его решений. – Александр Петрович, вы являетесь лидером Заволжской инициативной группы «12 апреля». Когда появилось это неформальное объединение? – Именно 12 апреля 1997 года, когда наступил перелом на «Авиастаре» и в целом в Новом городе. И как символ возрождения Нового города с августа 1998 года вновь стали отмечать День авиастроителей. Этот день стал действительно всенародным праздником, который с тех пор ни разу не отменялся. Поздравляю всех, кто работает или работал в авиационной отрасли, с наступающим праздником – всемирным Днём авиации и космонавтики! Инна КАРЕНИНА Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
![]() |
|
|
Местный
Горячев так опередил своё время, что область ещё на долгие годы обречена оставаться регионом с самым низким уровнем жизни населения.
Тоже не иногородний
Нет в этом виноват Колбин и Скачилов
гражданин
совсем негрaмотный мужик неиногородний
Хомяченко Юрий
В очередной раз, читателям "втирают в очки", что экономические события мирового уровня как-то сязано с местной властью. Прошла зима- настало лето, спасибо Губеру за это
Авиастроитель
Не знаю кому тут "втирают очки", но Юрию Фроловичу от меня лично большая благодарность за детскую областную больницу, сколько там ребятишек спасли! Спасибо ему за это. Вечная Вам память, Юрий Фролович!
йцукен
Мисанец украл идею у GoDZillы. Он первые предложил именем Фролыча назвать детскую клиническую!
Хомяченко Юрий
Авиастроителю.
Если брать комплексную оценку работы местных правителей то, больше всего сделал Романенко, помогший своему родственнику Коротину протянуть оптический кабель по городу. После этого упали цены на установку телефона и стал развиваться ADSL-интерет.
Фролыч, сделал одено Великое дело, посроил больницу для детей. И много большого зла для собственного народа, очень хорошо доказано в книге Владимира Ивановича Казанцева, "Геноцид".
У нас вечно любят одних лузеров с другими сравнивать. Вы деятельность Горячева в губернаторами того времени других регионов, тогда можно будет реально результат оценить при одинаковых начальных условиях.
Авиастроитель
Хомяченко Юрию
А можно поконкретнее – какого зла собственному народу он наделал? Книгу Казанцева, думаю, найти сложно будет, если есть ссылка то приложите, пжл, почитаю.
Конечно, если сравнивать Фролыча с другими губернаторами, то он и проигрывает, но только в том, что был осторожным и порядочным мужиком. Сравнивать его с Аяцковым – да, Аяцков мост в Саратове построил раньше нашего, но Вы саратовских спросите, сколько с того моста бабок уплыло в известном направлении. Сравнивать с губернатором Магадана? Так тот с пулей в голове лежит на кладбище. Сравнивать можно сколько угодно, но правдивой информации для этого мало.
Хомяченко Юрий
Авиастроителю
По просьбам трудящихся возьму у Казанцева книгу, отсканирую, выложу на улпрессе.
Есть хорошее немецкое слово придуманное Марксом, "Arbeitkraft", рабочая мощность. Отношение усилий к результатам деятельности, у Росселя она была максимальная, у Горячева минимальная. Горячев на селекторных совещаниях, боролся с левой водкой, и разбитыми ламкочками в подъездах, Шаманов с "Михалковской бандой" как прибрать к рукам остатки областной собственности, Морозов как заставить буржуев инвестировать в область деньги. Цифры в открытую лежат в интернете, много информации у "РА-Эксперт". Так, что Горячев опередил время- повод для иронии
Дедушка
Уточнения:
– не Свободной экономической зоны, а Свободной Таможенной зоны, а так всё правильно – с благословления Горячева "Волга-Днепровскими" была создана КРСТЗ – "Компания по развитию Свободной таможенной зоны". Её первый директор – Михаил Дымшиц; коммерческий директор – Александр Пипенко; создатель экономико-математической модели проекта (ещё летом 1995 г.) – Виктор Прокопчик. КРСТЗ погубил дефолт 1998 г.
Уточнения:
– не Свободной экономической зоны, а Свободной Таможенной зоны, а так всё правильно – с благословления Горячева "Волга-Днепровскими" была создана КРСТЗ – "Компания по развитию Свободной таможенной зоны". Её первый директор – Михаил Дымшиц; коммерческий директор – Александр Пипенко; создатель экономико-математической модели проекта (ещё летом 1995 г.) – Виктор Прокопчик. КРСТЗ погубил дефолт 1998 г.
Хомяченко-ву
Романенко, как грамотный инженер-авиационник, реально способствовал продвижению проекта по оптоволокну, считая его прорывным для города и, как модно сейчас трещать, инновационным.
…а Родственником его является не Коротин, а его зам.
Что касается Морозова, иногородние буржуи не вкладывают в область, а отсасывают появляющие федеральные финансовые средства- 500 млн. средств на дороги тому пример!