Предложения увековечить память первого губернатора Ульяновской области Юрия Фроловича Горячева уже звучали на страницах ульяновских газет. Имя Горячева предлагали присвоить Дворцу творчества учащихся в Ульяновске, а «Молодёжная газета» выступила с инициативой дать его имя Ульяновской областной детской клинической больнице. Сегодня, накануне 12 апреля – всемирного Дня авиации и космонавтики, прозвучало новое предложение. С инициативой назвать в честь первого губернатора одну из улиц в Заволжском районе выступил Александр Петрович Поляков.

Поляков Александр Петрович – кандидат технических наук в области создания и управления вертикально интегрированными авиастроительными комплексами и неформальный лидер Заволжской инициативной группы «12 апреля». В 80-е годы работал на Ульяновском авиакомплексе, принимал участие в сборке самолётов Ан-124 «Руслан», работал в отделе оборонных отраслей промышленности Ульяновского обкома КПСС, был секретарём парткома КПСС УАПК («Авиастар»). В период кризиса промышленности России, в том числе и авиационной, в 90-х годах и начале 21-го века был председателем Совета директоров АО «Авиастар», ЗАО «Авиастар-СП» и президентом ОАО «Туполев» – крупнейшей авиастроительной корпорации страны.

– Александр Петрович, вы были знакомы с Юрием Фроловичем лично. Каким он остался в вашей памяти?

– Мне посчастливилось работать с Юрием Фроловичем в труднейшие для всей России и Ульяновской области времена. Не могу сказать, что за 20 лет”знакомства наши отношения были однозначными и безоблачными, но, несмотря на это, в моих глазах он был ярким, одарённым управленцем, который обладал природным чутьём.

Горячев руководил областью на основе глубокого знания ситуации в области (а любое управление без глубокого анализа ситуации – это имитация деятельности) и принимал решения, исходя из тех ограниченных возможностей, которые ему предоставляло в те времена правительство вместе с президентом Ельциным. Руководство страны в 90-х было не способно управлять страной. И свою безграмотность в управлении они прикрывали тем, что обвиняли талантливых руководителей регионов, к каковым относился и Горячев, в якобы неспособности отвечать требованиям времени. Я категорически был не согласен с такой оценкой ни в те времена, ни сейчас. Он работал и старался изо всех сил смягчить удар от лже-реформ. Что-то у него получилось, что-то нет. Но скажите мне, кто бы тогда смог удержать наш город и область от падения?

– Юрий Фролович многое сделал для области в целом. Почему вы считаете, что его именем необходимо назвать именно улицу в Заволжском районе?

– Начнём с того, что именно на авиакомплексе, в присутствии тысяч людей, на крыле самолёта Ельцин назначил Горячева губернатором 6 января 1992 года. Поэтому, с исторической точки зрения, будет правильным назвать его именем улицу именно в Заволжском районе. Однако, это формальная часть, но не случайная. Я бы хотел отметить его конкретные дела. В этом году исполняется 20 лет со дня основания авиакомпании «Волга-Днепр». Сегодня весь Ульяновск гордится тем, что именно у нас родилась, выросла и работает одна из лучших авиакомпаний в мире во главе с её руководителем Алексеем Ивановичем Исайкиным. Со всей ответственностью заявляю, что, если бы Юрий Фролович был противником создания акционерной компании – не было бы сегодня в Ульяновске ведущей в мире грузовой авиакомпании. В те времена, когда слова «акционер» или «частная собственность» были многим непонятны, деловое чутьё подсказало Юрию Фроловичу, что активисты с авиакомплекса хотят сделать полезное дело. Это был сложнейший и не безоблачный процесс, который в конечном итоге принёс результат! «Авиастар» в условиях отсутствия госзаказов впервые в новейшей истории получал заказы от частной авиакомпании. В трудные 90-е это помогло выжить и заводу, и людям.

– Наверняка, это не единственная причина…

– Конечно. В 1991 году начался процесс приватизации гиганта авиапрома. А уже 13 января 1992 года «Авиастар» был зарегистрирован как новое 100% приватизированное предприятие без единой акции, принадлежащей государству. Но Юрий Фролович всегда понимал, что такая сложная и наукоёмкая промышленность, как авиастроение, без государственного участия существовать не может. И, опять же, чутьём понимал и других убеждал, что придёт время и всё встанет на свои места.

И время пришло. С нашим с ним участием в 1994 году государство получило 6% акций авиакомплекса, в 1996 году – ещё 5%, в 1998 – ещё 6,5%. А когда наступил решающий момент фактически национализировать самолётостроительный завод, он, с моей подачи, подписал все необходимые для этого документы и Постановление Правительства. Он лично в моём присутствии ходатайствовал об этом у Черномырдина в кабинете, а затем согласовал создание в 1999 году крупнейшей самолётостроительной корпорации ОАО «Туполев», руководить которой было предложено мне.

Сегодня, через 10 лет после всех этих событий, уже почти никто не вспоминает, что авиакомплекс с 1991 по 2001 годы прошёл путь от 100% приватизации до 100% фактического государственного управления самолётостроительным заводом.

Мы обязаны Горячеву и его команде – Валерию Сычёву, Сергею Рябухину – тем, что имеем сегодня международный аэропорт «Ульяновск-Восточный». Это был сложный и длительный процесс. Было много противников, в первую очередь, губернатор Самарской области и президенты соседних республик – им не нужны были конкуренты. Но наша настойчивость была вознаграждена.

– Получается, что Горячев заложил основы того, что сегодня называют авиационным кластером Ульяновской области?

– Скажу больше, Горячев уже в те времена не только поддержал создание свободной экономической зоны в аэропорту «Ульяновск-Восточный», но и создал при администрации Ульяновской области дирекцию Свободной экономической зоны. Однако кризис 1998-го года и дефолт, а также соперники из соседних регионов затянули этот процесс. А с уходом Горячева и приходом в область «руководителей-вахтовиков» эту важную для области идею успешно похоронили.

– Удивительно…

– А почему вы удивляетесь? Идея глобального масштаба может возникнуть в любой момент, но подготовить её и реализовать в одиночку не под силу никому. На Ульяновской земле идея свободной экономической зоны существует уже почти 20 лет – с момента создания авиакомпании «Волга-Днепр» и приватизации авиастроительного комплекса. Все, кто имел непосредственное отношение к авиастроению и авиации, и я в том числе, вынашивали эту идею многие годы, многое было сделано для её реализации. Но мы опередили время. Правительство, ситуация в стране, законодательство не были готовы к таким далеко идущим планам. Нужно отдать должное Сергею Ивановичу Морозову, нашему действующему губернатору, что он воскресил этот крупномасштабный проект. Я бы назвал создание особой портовой зоны ключевым вопросом в спасении Ульяновской области от присоединения к другому субъекту федерации. Дай бог помощи Сергею Ивановичу в успехе этого проекта и убереги его от имитаторов кипучей деятельности.

– Но были в истории Ульяновской области тех времён и другие, негативные события. Например, забастовка в 1996 году работников «Авиастара», когда многотысячная толпа перекрыла волжский мост…

– Нужно учитывать, что в нашем городе много предприятий оборонного комплекса, а значит, на областном уровне, без поддержки государства, невозможно было решить всё и сразу. В то время Заволжский район оказался в самом трудном положении. «Володарка» простаивала, «Комета» фактически разваливалась, «Марс» еле выживал, «Авиастар» трясло, как и всю страну в то время…

После того, как работники авиакомплекса, доведённые до отчаяния безработицей и безденежьем, вышли на улицы города и перекрыли главную дорогу через волжский мост, дело тронулось с места. Горячев и его команда не сидели сложа руки, а приняли в то время единственно правильное решение – содействовать смене руководства «Авиастара» и дали добро на самые масштабные структурные преобразования на заводе. Ещё никто и нигде в стране таких глобальных реформ на промышленных гигантах не делал. Мы были первыми! Замечу, с тех пор забастовок на «Авиастаре» больше не было.

Как видим, наша область при Горячеве во многом опередила своё время. В том числе мы первыми передали жильё и социальную сферу «Авиастара» тем структурам государства, которые и обязаны этим заниматься, освободив загибающийся завод от непосильной финансовой нагрузки. Сделано это было спокойно и без шума. И в 21-й век «Авиастар» и муниципальное образование «Город Ульяновск» вошли с новыми взаимоотношениями.

Юрий Фролович также поддержал нашу инициативу о создании в Заволжье зоны экономического благоприятствования. Законодательное Собрание области, председателем которого в то время был Сергей Николаевич Рябухин, приняло необходимые законы, И сотни предприятий, в том числе созданные на базе подразделений авиакомплекса, воспользовались льготами этого экономического образования. С1999 года Заволжский район стал самым привлекательным для бизнеса и предпринимательства районом города и самым спокойным в части занятости населения. Однако с приходом в область команды «вахтовиков» всё остановилось. Ликвидировали зону экономического благоприятствования, обанкротили аэропорт «Ульяновск-Восточный», были предприняты попытки рейдерского захвата и развала «Авиастара СП». Но то, что было заложено при губернаторе Горячеве и его команде, выдержало все испытания и доказало правильность его решений.

– Александр Петрович, вы являетесь лидером Заволжской инициативной группы «12 апреля». Когда появилось это неформальное объединение?

– Именно 12 апреля 1997 года, когда наступил перелом на «Авиастаре» и в целом в Новом городе. И как символ возрождения Нового города с августа 1998 года вновь стали отмечать День авиастроителей. Этот день стал действительно всенародным праздником, который с тех пор ни разу не отменялся. Поздравляю всех, кто работает или работал в авиационной отрасли, с наступающим праздником – всемирным Днём авиации и космонавтики!

Инна КАРЕНИНА