При передаче жилых домов из муниципального управления в коммерческое комитет ЖКХ мэрии нарушил антимонопольное законодательство.
Ульяновское управление Федеральной антимонопольной службы своим решением от 6 апреля усмотрело в действиях комитета ЖКХ мэрии факт нарушения Закона «О защите конкуренции» и выдало предписание, обязывающее комитет провести до 1 октября конкурсы на право заключения договоров управления многоквартирными домами, а также инициировать собрания собственников в этих домах.
Напомним, в конце 2009 года сразу 379 многоквартирных домов были переданы из муниципального управления в коммерческое, представленное ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района». Предлог столь быстрой передачи, как это часто водится, был благовидный: на заседании комиссии антимонопольного управления представители комитета ЖКХ мэрии пояснили, что нужно было форсировать события, чтобы успеть отчитаться и получить финансовую поддержку из Фонда содействия реформированию ЖКХ в рамках реализации Федерального закона № 185. Поддержка государства оказывалась только в случае значительного увеличения жилой площади, перешедшей под опеку коммерческих организаций ЖКХ, то есть домоуправляющих компаний в их нынешнем виде.
Однако закон есть закон, и нарушать его не позволено даже в благих целях. Тем более что нарушителем оказывался орган мэрии в лице комитета ЖКХ. И уличил чиновников в этом житель Ульяновска, имеющий время, а главное, желание вернуть процесс в законное русло.
Сначала Александр Лемесев заявил, что дом №19 по улице Островского в 2009 году дважды незаконно выставлялся на открытый конкурс по отбору управляющей компании. По мнению заявителя, комитет ЖКХ не вправе был это делать после 1 мая 2008 года, так как в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» орган местного самоуправления мог проводить такой конкурс только до 1 мая 2008 года.
Во-вторых, утверждал Александр Лемесев, «Домоуправляющая компания Ленинского района» не принимала участия в конкурсе, который проводился в установленные сроки, а нормы Жилищного кодекса не предусматривают возможность передачи многоквартирных домов в управление организации, которая не принимала участия в конкурсе. Таким образом, изъяв из муниципального управления тот самый дом по улице Островского, так же как и сотни других домов, и передав все их в управление ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района», комитет ЖКХ мэрии необоснованно предоставил ей льготы, что поставило ОАО «ДК Ленинского района» в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Ранее эти дома находились в управлении муниципального предприятия – УМУП «УК ЖКХ Ленинского района», которое не прекратило своей деятельности. Лемесев едва не добился возвращения всех 379 домов в муниципальное управление, но финансовые показатели УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» по итогам 2009 и началу 2010 года оказались таковы, что комиссия антимонопольного управления посчитала – такой шаг приведет к ущемлению интересов жильцов многоквартирных домов.
Теперь комитету ЖКХ мэрии Ульяновска выдано предписание, направленное на обеспечение возможностей конкуренции. Согласно этому документу, комитет обязан: а) инициировать собрания собственников многоквартирных домов с целью выбора способа управления многоквартирным домом; б) провести до 1 октября 2010 года конкурсы на право заключения договоров управления многоквартирными домами, передача которых была столь спешно осуществлена.
Что касается должностных лиц, материалы дела переданы для возможного возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Александр ЩЕРБАКОВ.